Презентация по русскому языку на тему Изобразительно-выразительные средства языка(8-11 класс)


МБОУ «Кощеевская СОШ»Обучающий тест по русскому языку(для 8-11 кл)Выполнила: Дерюжкина Е.Г. - учитель русского языка и литературы2016 г. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕСРЕДСТВАЯЗЫКА Выразительные средства языка подразделяются в риторике на тропы и фигуры.Троп – это необычное употребление слова, образное использование его, которое способно служить украшением речи.Термин троп восходит к латинскому глаголу со значением «поворачивать» – троп «поворачивает», изменяет значение слова.В античной и средневековой риторике выделялось 11 основных тропов. Рассмотрим некоторые из них. Метафора – перенос имени на основе сходства. В результате метафорического переноса возникает двуплановость: свойства одного предмета «просвечивают» сквозь признаки другого, прямое значение оттеняется на второй план и становится фоном для переносного.Чем неожиданнее обнаруженное метафорой сходство, тем ярче метафора.Так, например, назвав девушку розой или лилией, вы вряд ли будете оригинальны.А вот метафора Шекспира, сравнившего возлюбленную с музыкой (Ты – музыка, но звукам музыкальным ты внемлешь с непонятною тоской…), безусловно, привлечет внимание. Сильным эстетическим средством становится развернутая метафора, состоящая их ряда однотипных метафорических употреблений, которые как бы поддерживают друг друга, развивая один центральный образ:Ведь ночи играть садятся в шахматыСо мной на лунном паркетном полу,Акацией пахнет, и окна распахнуты,И страсть, как свидетель, сидит в углу.И тополь – король. Я играю с бессонницей.И ферзь – соловей. Я тянусь к соловью.И ночь побеждает, фигуры сторонятся,Я белое утро в лицо узнаю. (Б.Пастернак. Марбург) Олицетворение – разновидность метафоры, троп, состоящий в перенесении свойств живого существа на неодушевленные предметы: Когтистый враг, скребущий сердце – совесть, заимодавец жадный, эта ведьма. (А.С.Пушкин) Сравнение – троп, близкий к метафоре и отличающийся от нее наличием специальных сравнительных союзов как, будто, словно, точно, подобно. Сравнения, как и метафоры, могут быть привычными и необычными, оригинальными, одиночными и развернутыми:Как правая и левая рука –Твоя душа моей душе близка.Мы смежены блаженно и тепло,Как правое и левое крыло.Но вихрь встает – и бездна пролеглаОт правого и левого крыла! (М.Цветаева) Эпитет – яркое определение, признак предмета, выражаемый обычно именем прилагательным. Эпитет часто сочетается с метафорой, в этом случае перед нами метафорический эпитет:Золотая голубятня у водыЛасковой и млеюще-зеленой;Заметает ветерок соленыйЧерных лодок узкие следы. (А.Ахматова. Венеция) Метонимия – перенос наименования по смежности: обозначаемый предмет наделяется свойствами другого, с которым он тесно связан. Среди метонимических переносов много привычных, таких, которые мы даже не замечаем(шерсть – «волосяной покров животных» и «ткань, сделанная из него»Золото – «металл» и «медаль, сделанная из этого материала») Синекдоха – особая разновидность метонимии, акцентирующая количественный аспект – наименование целого по части и части по целому. Когда отец Чичикова поучает сына: «А пуще всего, Павлуша, береги копейку», то он конечно же имеет в виду более крупные суммы. Гипербола – образное словоупотребление, основанное на преувеличении. Когда Гамлет говорит о погибшей Офелии: «Я так любил, как сорок тысяч братьев любить не могут», он употребляет гиперболу. Гипербол много и в обычной разговорной речи: сто лет не виделись; век живи – век учись; я так голоден, что готов слона съесть. Литота – образное словоупотребление, противоположное гиперболе, преуменьшение величины или значимости признака, предмета, события. Дни стали короче воробьиного носа. Перифраза – троп, состоящий в использовании описательного выражения вместо одного слова:Петербург – «город Петра», «город на Неве». Перифраза может включать в себя метафору (метафорическая перифраза). Такие образные перифразы любил, например, С.Есенин:месяц – «всадник унылый» мельница – «бревенчатая птица с крылом единственным»трактора – «стальная конница» Ирония – употребление слова в противоположном основному значении. Ирония постоянно используется и в обыденной речи, и в художественной. Например, о хилом, тщедушном человеке мы можем иронически сказать «настоящий Геркулес», О глупом, тупом – «наш Ломоносов». В басне Крылова к ослу обращаются с вопросом: «Откуда, умная, бредешь ты, голова?» Реминисценция – скрытая цитация.Известный пример:начало пушкинского «Евгения Онегина» –реминисценция из басни Крылова:«Осел был самых честных правил» упражнения Разграничьте в следующих примерах:А – олицетворениеБ – перифразуВ – метонимиюГ – сравнение1)В лесу раздавался топор дровосека. (Н.Некрасов)2)И золотеющая осень слезами плачет на песок. (С.Есенин)3)И солнце, колыхнувши флот, всплыло на водяной арене, как обалдевший кашалот.(Б.Пастернак)4)Однако несколько творений он из опалы исключил: певца Гяура и Жуана (т.е.Байрона) да с ним еще два-три романа.(А.Пушкин) Ответ:А – олицетворение2)И золотеющая осень слезами плачет на песок. (С.Есенин)Б – перифраза4)Однако несколько творений он из опалы исключил: певца Гяура и Жуана (т.е.Байрона) да с ним еще два-три романа.(А.Пушкин)В – метонимия1)В лесу раздавался топор дровосека. (Н.Некрасов)Г – сравнение3)И солнце, колыхнувши флот, всплыло на водяной арене, как обалдевший кашалот.(Б.Пастернак) Разграничьте в следующих примерах:А – олицетворениеБ – метафоруВ – сравнениеГ – реминисценцию1)Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. (А.Пушкин)2)Дивный голос твой, низкий и странный, славит бурю цыганских страстей.(А.Блок)3)И словно из-за дымовой завесы друзей явились лица и семьи.(В.Высоцкий)4)Служение стихии не терпит суеты.(В.Высоцкий) Ответы:А – олицетворение1)Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. (А.Пушкин)Б – метафора2)Дивный голос твой, низкий и странный, славит бурю цыганских страстей.(А.Блок)В – сравнение3)И словно из-за дымовой завесы друзей явились лица и семьи.(В.Высоцкий)Г – реминисценция4)Служение стихии не терпит суеты.(В.Высоцкий)«Служенье муз не терпит суеты»(А.Пушкин) Разграничьте в следующих примерах:А – метафоруБ – олицетворениеВ – метонимиюГ – синекдоху1)Все мы – смешные актеры в театре Господа Бога.(Н.Гумилев)2)Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.(А.Пушкин)3)В почтенной кичке, в Шушуне Москва – премилая старушка.(А.Пушкин)4)Скажите: скоро ль нам Варшава (т.е.Польша) предпишет гордый свой закон?(А.Пушкин) Ответы:А – метафора1)Все мы – смешные актеры в театре Господа Бога.(Н.Гумилев)Б – олицетворение3)В почтенной кичке, в Шушуне Москва – премилая старушка.(А.Пушкин)В – метонимия2)Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.(А.Пушкин)Г – синекдоха4)Скажите: скоро ль нам Варшава (т.е.Польша) предпишет гордый свой закон?(А.Пушкин) Разграничьте в следующих примерах:А – метафоруБ – олицетворениеВ – метонимиюГ – реминисценцию1)Все украшало кабинет философа в осьмнадцать лет: янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе…(А.Пушкин)2)Туман – с кровожадным лицом каннибала жевал невкусных людей.(В.Маяковский)3)В безрадостной песне поется, как ямщик замерзал в той глухой незнакомой степи.(В.Высоцкий)4)Вас притягивали луны двух огромных глаз.(М.Цветаева) Ответы:А – метафора4)Вас притягивали луны двух огромных глаз.(М.Цветаева)Б – олицетворение2)Туман – с кровожадным лицом каннибала жевал невкусных людей.(В.Маяковский)В – метонимия1)Все украшало кабинет философа в осьмнадцать лет: янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе…(А.Пушкин)Г – реминисценция3)В безрадостной песне поется, как ямщик замерзал в той глухой незнакомой степи.(В.Высоцкий) Разграничьте в следующих примерах:А – гиперболуБ – литотуВ – метонимию Г - олицетворение 1)Уведи меня в ночь, где течет Енисей, где сосна до звезды достает.(О.Мандельштам)2)Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.(А.Грибоедов)3)Налетели на мертвого жирные карандаши.(О.Мандельштам)4)Я три тарелки съел.(И.Крылов) Ответы:А – гипербола1)Уведи меня в ночь, где течет Енисей, где сосна до звезды достает.(О.Мандельштам)Б – литота2)Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.(А.Грибоедов)В – метонимия 4)Я три тарелки съел.(И.Крылов)Г - олицетворение 3)Налетели на мертвого жирные карандаши.(О.Мандельштам) Разграничьте в следующих примерах:А – гиперболуБ – олицетворениеВ – перифразуГ – сравнение1)Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик (т.е.Ломоносов) по своей и божьей воле стал разумен и велик. (Н.Некрасов)2)Ты – как отзвук забытого гимна в моей черной и дикой судьбе. (А.Блок)3)И тогда обиделось Время и застыли маятники Времени.(В.Высоцкий)4)Солнце русской поэзии закатилось. (Жуковский о Пушкине) Ответы:А – гиперболаБ – олицетворение3)И тогда обиделось Время и застыли маятники Времени.(В.Высоцкий)В – перифраза1)Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик (т.е.Ломоносов) по своей и божьей воле стал разумен и велик. (Н.Некрасов)4)Солнце русской поэзии закатилось. (Жуковский о Пушкине)Г – сравнение2)Ты – как отзвук забытого гимна в моей черной и дикой судьбе. (А.Блок) Термин «фигура» античная риторика заимствовала из искусства танца: риторическая фигура – это необычный оборот речи, особое синтаксическое построение, предназначенное для ее украшения, усиления эмоционального воздействия. Фигура всегда состоит из нескольких слов. Анафора, или единоначатие, - это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание (предложений, частей предложений, стихотворных строк, строф, абзацев и т.д.)Анафора в афоризмах:«Красота ума вызывает удивление, красота души – восхищение» (Б.Фонтенель)«Человек без адреса подозрителен, человек с двумя адресами – тем более» (Б.Шоу) Эпифора, или концовка, - повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (фраз).«Всегда наслаждаться – значит вовсе не наслаждаться» (Вольтер)«Бедный родственник – всегда дальний родственник» (Б.Шоу)«Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно» (Ф.Ларошфуко). Параллелизм (синтаксический параллелизм) – это одинаковое синтаксическое построение соседних конструкций.«Заткнуть глотку дураку – невежливо, но позволить ему продолжить – жестоко» (Б.Франклин)«Бедняку не хватает многого, алчному – решительно всего» (Публий Сир).Нередко параллелизм сочетается с анафорой и эпифорой.«Кто видел нищету мужчины, тот ничего не видел – нужно видеть нищету женщины; кто видел нищету женщины, тот тоже ничего не видел – нужно видеть нищету ребенка» (В.Гюго) (параллелизм плюс анафора)«Нельзя жить надеждой – нельзя жить без надежды» (параллелизм плюс эпифора) Антитеза – это резкое противопоставление понятий, образов, мыслей.«И глупец, когда молчит, может показаться мудрым» (царь Соломон)«Нет некрасивых женщин – есть только женщины, не знающие, что они красивы» (Вивьен Ли)Очень часто в антитезе используются антонимы:«Ум – это способность находить убедительные оправдания собственной глупости»«Прежде чем приказывать, научись повиноваться» (Солон) Оксюморон – фигура, близкая к антитезе, соединение двух противоположных друг другу понятий в едином высказывании.стареющий юношакрасноречивое молчаниегорькая радость «Сорок – старость молодости, пятьдесят – молодость старости» (В.Гюго) Градация – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) предыдущее.«Сейте разумное, доброе, вечное» (Н.Некрасов)«дружба в настоящем, подлинном, классическом смысле этого слова – прекраснейшая жемчужина мысли» (К.Маркс) Инверсия – изменение обычного порядка слов. В русском языке обычно сначала идет подлежащее, потом – сказуемое, далее – прямое и косвенное дополнение; определение, как правило, предшествует определяемому слову, обстоятельство стоит в самом начале или в конце предложения.«Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того – для воровства».(М.Е.Салтыков-Щедрин)(дополнение стоит перед сказуемым, логически акцентируя два противоположных слова: для передвижения – для воровства) Парцелляция – это особое членение текста, при котором части одного предложения оформляются как несколько самостоятельных предложений для придания фразе большей выразительности.«Кто-нибудь всегда смотрит из-за твоего плеча, как ты пишешь.Мать.Учитель.Шекспир.Бог. (М.Эмис)Парцелляция – художественное средство только в том случае, если несет особую эстетическую нагрузку, если она не случайна, а обусловлена авторским замыслом; В противном случае это речевая ошибка. (Газеты печатают все факты и ценные материалы. Чтобы люди читали и читали) Риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание – это фигуры, основная цель которых не в том, чтобы задать вопрос или обратиться к кому-либо, но в том, чтобы привлечь внимание.«Что мы можем сказать о Боге? Ничего. Что мы можем сказать Богу? Все» (М.Цветаева)«Сколько бы вам было лет, если бы вы не знали, сколько вам было лет?» (У.Дайер) Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного членения частей высказывания.«И отвращение от жизни, и к ней безумная любовь, и страсть, и ненависть к отчизне… и черная, земная кровь сулит нам, раздувая вены, все разрушая рубежи, неслыханные перемены, невиданные мятежи» (А.Блок) Эллипсис – намеренный пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.«Богаты мы, едва (вышли) из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом» (М.Лермонтов)«Я не люблю, когда наполовину (что-то делают) или когда прервали разговор» (В.Высоцкий)Эллипсис придает высказыванию лаконизм и энергию. упражнения Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах?А – антитезаБ – параллелизм В – анафораГ – риторический вопросД – оксюморон1)Когда тебя любят, не сомневаешься ни в чем. Когда любишь сам, во всем сомневаешься. (Коллет)2)Так легко быть любимым, так трудно любить. (Ф.С.Фицджеральд)3)Что такое пессимизм? Результат столкновения двух разных оптимизмов. (С.Лец)4)И в восемьдесят лет можно остаться молодым стариком. (Р.Эмерсон) Ответ:1)Когда тебя любят, не сомневаешься ни в чем. Когда любишь сам, во всем сомневаешься. (Коллет)А – антитеза В – анафора 2)Так легко быть любимым, так трудно любить. (Ф.С.Фицджеральд)А – антитеза Б – параллелизм В – анафора 3)Что такое пессимизм? Результат столкновения двух разных оптимизмов. (С.Лец)А – антитеза Г – риторический вопрос4)И в восемьдесят лет можно остаться молодым стариком. (Р.Эмерсон)Д – оксюморон Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах?А – параллелизмБ – оксюморонВ – риторическое обращениеГ – эпифора1)Исключения не всегда подтверждают правило. Они могут предвещать другое, еще не известное правило. (М.Эбнер-Эшенбах)2)Проза – это слова в наилучшем порядке; поэзия – наилучшие слова в наилучшем порядке; а журналистика – давно известные слова в давно известном порядке. (Журнал «Таймс».)3)У него были грешные благие желания. (С.Лец)4)Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания! (Козьма Прутков) Ответы:1)Исключения не всегда подтверждают правило. Они могут предвещать другое, еще не известное правило. (М.Эбнер-Эшенбах)Г – эпифора2)Проза – это слова в наилучшем порядке; поэзия – наилучшие слова в наилучшем порядке; а журналистика – давно известные слова в давно известном порядке. (Журнал «Таймс».)А – параллелизм Г – эпифора3)У него были грешные благие желания. (С.Лец)Б – оксюморон4)Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания! (Козьма Прутков)В – риторическое обращение Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах?А – антитезаБ – парцелляцияВ – параллелизмГ – риторический вопрос1)Где начинается тщеславие, там кончается разум. (М.Эбнер Эшенбах)2)Мужчина наслаждается счастьем, которое испытывает, женщина – счастьем, которое приносит. (Лакло)3)Жить надо дольше. И чаще. (К.Сломиньский)4)Почему у нас нет семидесяти жизней? Да ведь мы и одну не используем. (У.Хоултби) Ответы:1)Где начинается тщеславие, там кончается разум. (М.Эбнер Эшенбах)А – антитеза В – параллелизм2)Мужчина наслаждается счастьем, которое испытывает, женщина – счастьем, которое приносит. (Лакло)В – параллелизм3)Жить надо дольше. И чаще. (К.Сломиньский)Б – парцелляция4)Почему у нас нет семидесяти жизней? Да ведь мы и одну не используем. (У.Хоултби)Б – парцелляция Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах?А – парцелляцияБ – эллипсисВ – параллелизмГ – оксюморон1)Раньше мужчина начинал с поручика, теперь – с «мерседеса» (В.Ленц)2)Ошибаться – свойство человека, прощать – свойство богов. (А.Поп)3)Обожаю мелодраму. Потому что я реалист. (С.Лец)4)Усложнить просто, упрощать сложно. («Закон Мейера») Ответы:1)Раньше мужчина начинал с поручика, теперь – с «мерседеса» (В.Ленц)Б – эллипсис2)Ошибаться – свойство человека, прощать – свойство богов. (А.Поп)В – параллелизм3)Обожаю мелодраму. Потому что я реалист. (С.Лец)А – парцелляция4)Усложнить просто, упрощать сложно. («Закон Мейера»)Г – оксюморон Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах?А – анафораБ – риторическое восклицаниеВ – инверсияГ – градацияД – риторический вопросЕ - риторическое обращение1)Выдумал тоже, супружество! Настоящему мужчине достаточно няни! (Х.Хорош)2)Мы уже не верим в прогресс – разве это не прогресс?3)Ложь бывает четырех видов: ложь, наглая ложь, статистика и цитирование.4)Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания. (Козьма Прутков) Ответы:Б – риторическое восклицание1)Выдумал тоже, супружество! Настоящему мужчине достаточно няни! (Х.Хорош)Г – градация3)Ложь бывает четырех видов: ложь, наглая ложь, статистика и цитирование.Д – риторический вопрос2)Мы уже не верим в прогресс – разве это не прогресс?Е – риторическое обращение4)Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания. (Козьма Прутков) ПОВТОРИМ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА Какие средства выразительности использованы в следующих примерах?А – оксюморонБ – метафораВ – антитезаГ – парцелляция1)Театр – это такая кафедра, с которой много можно сказать миру. (Н.Гоголь)2)Недоверчивость – мудрость дурака. (Б.Шоу)3)Джентльмены не говорят о деньгах – джентльмены имеют деньги.4)Человеку не нужно ничего сверх того, что дала ему природа. За исключением денег. (Ю.Бестер) Ответы:А – оксюморон2)Недоверчивость – мудрость дурака. (Б.Шоу)Б – метафора1)Театр – это такая кафедра, с которой много можно сказать миру. (Н.Гоголь)В – антитеза3)Джентльмены не говорят о деньгах – джентльмены имеют деньги.Г – парцелляция4)Человеку не нужно ничего сверх того, что дала ему природа. За исключением денег. (Ю.Бестер) Какие средства выразительности использованы в следующих примерах?А – параллелизм Б – антитезаВ – анафора Г – эпифораД – оксюморон Е – градацияЖ – гипербола З – метафора1)Если у вас нет денег, вы все время думаете о деньгах. Если у вас есть деньги, вы думаете только о деньгах. (П.Гетти)2)В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное. (Аристотель)3)Мысль – двигатель всякой нации, предводитель всякой армии. Не будь мысли, даже глупость утратила бы значение. (Папини)4)Одна женщина может быть сильнее тысячи мужчин. (Коллет) Ответы:1)Если у вас нет денег, вы все время думаете о деньгах. Если у вас есть деньги, вы думаете только о деньгах. (П.Гетти)А – параллелизм Б – антитеза В – анафора Г – эпифора2)В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное. (Аристотель) Д – оксюморон3)Мысль – двигатель всякой нации, предводитель всякой армии. Не будь мысли, даже глупость утратила бы значение. (Папини) Е – градация З – метафора4)Одна женщина может быть сильнее тысячи мужчин. (Коллет) Ж – гипербола Какие средства выразительности использованы в следующих примерах?А – параллелизм Б – метафораВ – антитеза Г – эпифораД – оксюморон Е – эпитет1)Переводчик в прозе – раб, переводчик в стихах – соперник. (В.Жуковский)2)Правительства – паруса, народ – ветер, государство – корабль, время – море. (Берне)3)Тощая свобода лучше жирного рабства. (Т.Фуллер)4)Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены. (Л.Фейербах) Ответы:1)Переводчик в прозе – раб, переводчик в стихах – соперник. (В.Жуковский)А – параллелизм Б – метафора В – антитеза2)Правительства – паруса, народ – ветер, государство – корабль, время – море. (Берне)А – параллелизм Б – метафора3)Тощая свобода лучше жирного рабства. (Т.Фуллер)В – антитеза Е – эпитет4)Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены. (Л.Фейербах)Б – метафора Какие средства выразительности использованы в следующих примерах?А – параллелизм Б – антитезаВ – парцелляция Г – оксюморонД – метафора1)Решительность: настойчивость в достижении цели, которую вы одобряете. Упрямство: настойчивость в достижении цели, которую вы не одобряете. (А.Бирс)2)Женщины и вороны нападают стаяей. (М.Жванецкий)3)Принцы мечтают о Золушках-замарашках. В сказках. (Л.Кумор)4)Можно родиться стариком, так же как можно умереть молодым. (Ж.Кокто) Ответы:1)Решительность: настойчивость в достижении цели, которую вы одобряете. Упрямство: настойчивость в достижении цели, которую вы не одобряете. (А.Бирс)А – параллелизм Б – антитеза2)Женщины и вороны нападают стаяей. (М.Жванецкий)Д – метафора3)Принцы мечтают о Золушках-замарашках. В сказках. (Л.Кумор)В – парцелляция4)Можно родиться стариком, так же как можно умереть молодым. (Ж.Кокто)А – параллелизм Д – метафора