Презентация по русскому языку на тему Изобразительно — выразительные средства языка (9 класс)


Презентация учителя русского языка и литературы МКОУ «ООШ №12» Свистуновой Натальи АнатольевныИзобразительно – выразительные средства языка Цель урока: обобщить знания учащихся по теме; применить полученные знания на практике.Задачи:- обучающие: обобщение и систематизация изученного материала по данной теме; формирование навыков работы с выразительными средствами языка; подготовительная работа к выполнению заданий ГИА;- развивающие: отработать навыки решения заданий в тестах ГИА;   развивать культуру устной и письменной речи; творческих способностей учащихся; монологическую речь учащихся; память; логическое мышление и образное мышление.- воспитательные: воспитывать осознанное отношение к изучаемому,  воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку. Универсальные учебные действия:Регулятивные: коррекция, контроль, оценка знанийПознавательные: универсальные логические действияКоммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи,  умение полно и ясно выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества Изобразительно-выразительные средства языка. ТРОПЫ (лексические средства) – обороты речи, состоящие в употреблении слова или выражения в переносном значении. Цель тропа – украсить речь, сделать ее более выразительной.Фигуры речи – особое синтаксическое построение слов, словосочетаний, предложений, служащих для усиления выразительности речи. В отличие от тропов чаще всего выступает в прямом значении. Эпитет - художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность(троп).Но люблю я, весна золотая,Твой сплошной, чудно смешанный шум... (Н.Некрасов).Отговорила роща Золотая Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин). Гипербола - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого (троп). Готов задушить в объятьях.  В сто сорок солнц закат пылал ( Вл. Маяковский) Литота - средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). Троп.Мужичок с ноготок.Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов) Метафора (скрытое сравнение) - уподобление одного предмета другому по сходству или контрасту ( троп).В саду горит костер рябины красной(С.Есенин).На болотах клюквы россыпиДогорают в пепле инея (Н.Колычев). Олицетворение - перенесение свойств человека (лица) на неодушевленные предметы, явления природы или животных(троп). Луна хохотала, как клоун (С. А. Есенин).Полночь в моё городское окноВходит с ночными дарами (А. Т. Твардовский).Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость... (А.С.Пушкин) Сравнение - сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак Да, есть слова, что жгут, как пламя (А.Т.Твардовский). Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела (А. С. Пушкин). Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой по сходству1) Не то на серебре – на золоте едал.(А.Грибоедов);2) Я три тарелки съел. (И.Крылов);3) Его перо любовью дышит.(А.Пушкин);4) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.(А.Пушкин);5) Город шумел.(Ю.Олеша). Синекдоха – разновидность метонимии. Основана на переносе значения по количественному признаку.И слышно было до рассвета, Как ликовал француз Миллион казацких шапок высыпал на площадь.(Н.Гоголь);…и гордый внук славян. (А.Пушкин). Оксюморон - сочетание противоположных по значению слов (фигура речи).«Живые мощи» (И.Тургенев) «Живой труп» (Л.Толстой) «Оптимистическая трагедия» (В.Вишневский) Таинственно шумит лесная тишина. (И.Бунин); О, как мучительно тобою счастлив я.(А.Пушкин) Анафора – единоначатие, повтор слов или словосочетаний в начале стихотворных слов или строк. Август — астры,Август — звезды,Август — гроздиВинограда и рябиныРжавой — август! ( М.Цветаева). Эпифора - повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки (фигура речи). Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня!» (А.Блок) Риторический вопрос – форма утверждения, не требующая ответа (фигура речи).Есть ли смысл обманывать себя?Разве добрые дела совершаются для похвалы или награды?Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Не выбрать времени? (С.Львов). Инверсия – обратный порядок слов.Выткался на озере алый свет зари.На бору со звонами плачут глухари (С.Есенин).Он из Германии туманнойпривез учености плоды (А.Пушкин). Парцелляция - расчленение фразы на части или отдельные слова; намеренное нарушение границ предложения.Боюсь гостиниц. Может, потому, что чувствую, что в номере когда-то остаться мне случится одному.Навеки. В самом деле. Без возврата. (Е.Винокуров). Антитеза –резкое противопоставление понятий мыслей образов Не плоть, а дух растлился в наши дни. (Ф.Тютчев).Стихи и проза, лед и пламеньНе столь различны меж собой. (А.Пушкин).«Война и мир» (Л.Толстой). «Преступление и наказание» (Ф.Достоевский). «Коварство и любовь» (Ф.Шиллер). Синтаксический параллелизм - одинаковое синтаксическое построение смежных предложенийЧто ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов).Мне нравится, что вы больны не мной.Мне нравится, что я больна не вами.(М.Цветаева). А3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.4) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса. Как решить такое задание?Шаг 1. Находим все определения- прилагательные в предложениях.1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.4) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса. Шаг 2. Определяем, какое из них употреблено в переносном значении.Довоенный- Существовавший до войны (прямое значение).Театральный - Относящийся к театру (прямое значение).Маленький - Небольшой по размерам (прямое значение).Разный - Неодинаковый, несходный в чём н. (прямое значение).Волшебный - Действующий волшебством, перен. пленительный.Безмерный - Огромный, безграничный (прямое значение).Облачный - Покрытый облаками (прямое значение).Итак, правильным ответом будет слово "волшебная", вариант 4.  А 3. Укажите предложение, в котором содержится олицетворение.Шаг1. Находим все глаголы в предложениях.1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.4) Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое. Шаг 2 Проверяем, какой из них употреблен в переносном значении, причем переносит свойства живого существа (обычно человека) на неживой предмет. Очевидно, это вариант 3- книга "разговаривала". Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение".Шаг1. Находим один из союзов как, словно, будто, точно в предложениях.1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.4) Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое. Шаг 2. Проверяем, уподобляется ли одно явление другому: читал книгу - глотал мороженое. Очевидно, это вариант 4- "точно глотал вкусное мороженое"  Укажите предложение, в котором содержится метафора.Шаг1. Находим слова в переносном значении.1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?3) Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи.4) Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое. Шаг 2.Проверяем, уподобляется ли одно явление другому: книга уподобляется острову, война - морю. Очевидно, правильный ответ- вариант 2. А 3.Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнение.Когда Сережка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству.Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается.Так долго бежала, а только он хотел подобрать ее, принести домой, как она удрала.А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдешь, направо пойдешь или прямо пойдешь? А.3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является антитеза.Рано утром, когда Сережка вышел за хлебом, во дворе не было ни души.А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку.Сейчас он не ученик средней школы, он - отважный гладиатор.Вдруг вспыхивает солнечный луч, и Сережка забывает, что минуту назад был физиком. А.3.Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении«Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки – слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку».1) олицетворение 2) эпитет 3) синонимы 4) сравнительный оборот Ресурсы интернетаhttps://yandex.ru/images/search?text=картинки%20к%20литературным%20произведениям&stype=image&lr=213&noreask=1&source=wizhttps://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fprostodelkino.com%2Fuploads%2Fposts%2F2012-12-14%2Fimage_51108.jpg&text=мужичок%20с%20ноготок%20картинка&noreask=1&pos=19&lr=213&rpt=simagehttps://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fimg10.proshkolu.ru%2Fcontent%2Fmedia%2Fpic%2Fstd%2F4000000%2F3259000%2F3258422-5139bbdf89055510.jpg&text=фигуры%20речи%20картинки&noreask=1&pos=16&lr=213&rpt=simagehttp://www.edu.murmansk.ru/www/to_teacher/methodical/russian/metod_rus_yaz/pril_3.htmhttp://multiurok.ru/scherbakovaelen/files/izobrazitiel-no-vyrazitiel-nyie-sriedstva-iazyka.htmlhttp://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/15/podgotovka-k-gia-po-russkomu-yazyku-zadanie-a3-sredstva