Презентация Коррекция устной и письменной речи у учащихся младших школьников полиэтнической школы


Коррекция устной и письменной речи у учащихся младших школьников полиэтнической школы Необходимость в коррекции устной и письменной речи учащихся полиэтнической школыБедность словарного запаса, неумение правильно строить предложение, грамматически правильно оформлять его, последовательно пересказывать содержание рассказа, затруднения в анализе и синтезе слов. Цель: найти кратчайшие и эффективные пути обучения русскому языку как неродному; определить наиболее эффективные способы коррекции устной и письменной речи учащихся младших классов. Обучение русскому языку:1) на уроках родного языка - от умений и навыков к осознанному владению языком;2) на уроках русского языка как неродного - от осознания специфики явлений языка к выработке умений и навыков. Направления работы по коррекции устной и письменной речи:1) содержание учебного материала;2) процесс обучения. Содержание учебного материала:- доступное и понятное содержание учебного материала, соответствующее возрасту и уровню учащихся;- использование эффекта «удивительного», «необычного» в содержании учебного материала;- соблюдение принципа научности. Процесс деятельности:применение соответствующих форм организации учебной деятельности, определённых методов и приёмов обучения. Формы взаимодействия в ходе учебной деятельности:1. Индивидуальная работа2. Работа в паре – «ученик-ученик»3. Групповая работа. 4. «Ученик-родители»5. Фронтальная форма организации учебной деятельности Методы и приёмы обучения: Словесные методы:1. Рассказ;2. Пересказ;3. Беседа:- предварительная;- итоговая;- обобщающая.4. Чтение. Наглядные методы:1. Наблюдение;2. Рассматривание картин, макетов, рисунков;3. Просмотр видео;4. Прослушивание записей;5. Показ образца. Практические методы:1.Упражнения:- подражательно-исполнительские;- конструктивные;- творческие.2. Игровой метод;3. Моделирование. Электронный ресурс для поддержкирусского языка в полиэтнической школе «Говоруша». http://govorusha.adm-edu.spb.ru• Учитель получает дополнительный ресурс для обеспечения индивидуального подхода науроках.• Ученики получают возможность во внеурочное время по заданию учителя самостоятельноповторить теоретический материал, пройденный на уроке и выполнить разноуровневыеупражнения по отдельным темам.• У родителей появляется дополнительная возможность участия в учебной деятельностисвоего ребенка. ТемыЗвуки и буквыБезударные гласныеГлаголГласные после шипящихИмя прилагательноеМестоимениеНарицательные и собственные имена существительныеОднокоренные словаПадежи имён существительныхПадежные окончания существительных Игровая технология:игры-путешествия, игры-поручения, игрыпредположения, игры-загадки, игры-беседы, загадки, ребусы, кроссворды, головоломки,лабиринты и т.д. Коррекционная работа должна строиться по трём направлениям:совершенствование произносительной стороны речи;уточнение, расширение и активизация словарного запаса;обучение правильному построению и употреблению в речи различных типов и видов предложений , развитие связной речи. СловоНазовите профессию людей по их действиям:варит, жарит; моет, чистит; месит, печет; учит, воспитывает; кроит, шьёт. СловоИгра «Кто больше подберет слов-предметов к словам-действиям?». Летит ... (стрела, самолет, парашют, пух, жук, стрекоза, бабочка).Плывет ... (пароход, лодка, рыба, пловец, бревно, щепка, утка).Растет ... (трава, ребенок, цветок, репа, рассада, саженец). СловоНазвать предмет по его признакам. Ответить на вопросы.Прыгучая, пушистая, рыженькая ... — Какая белочка?Маленький, круглый, колючий ... — Какой ежик?Большой, старый, развесистый ... — Какой дуб? ПредложениеК словам, обозначающим предметы, подобрать слова, обозначающие действия. Произнести получившиеся предложения. Поставить вопрос к каждому слову в предложении.Весна.Почки ... . Травка ... . Ручеек ... . Снег ... . Подснежник ... ПредложениеК словам-действиям подобрать слова-предметы. Произнести получившиеся предложения целиком. Поставить вопросы к каждому слову в предложении.Осень.Моросит . . . . Жухнет . . . . Желтеют . . . . Пронизывает . . . . Наступает . . . . ПредложениеОтветить на вопросы предложениями, состоящими из трех слов.Кто учит детей?Кто ведет поезд?Кто охраняет лес? ПредложениеВставить пропущенные слова в предложения. Произнести предложения целиком. Назвать главные слова в предложении. Поставить к ним вопросы.а) Ветер ... деревья. Оля ... ватрушки. Марина ... журнал.б) ... читает газету. ... стирает белье. ... взвешивает продукты. .... разносит письма. ПредложениеПрослушать предложения и, если надо, исправить их.Собака грызет капусту. Заяц грызет кость. Рыбак плетет паутину. Паук плетет сети. Волк ищет нефть. Геолог ищет добычу. Согласование глагола с именем существительным в роде и числеЗакончите предложение по образцуО б р а з е ц : а) Дождь идет. Дожди идут. б) Метели метут. Метель метет.Яблоко зреет. Яблоки . . . . Ветры дуют. Ветер …Роса освежает. Росы . . . . Липы цветут. Липа … Использование обобщающих словЗамените два предложения одним, состоящим из двух слов.О б р а з е ц : Ландыш цветет. Фиалка цветет. - Цветы цветут.Скворец улетел . Грач улетел.Лена надевает платье. Соня надевает платье. Вставьте подходящее по смыслу слово: а) используя слова для справок или картинки;б) самостоятельно.Полз ... . Ползла ... . Ползло ... . Светило ... . Светил ... . Светила ... . Висел ... . Висела ... . Висело…Взошло. ... Взошла. ... Взошел…С л о в а д л я с п р а в о к : змея, насекомое, уж;месяц, солнце, луна; свитер, кофта, белье; солнце,месяц, луна. Составьте предложения со словами, обозначающими действия предмета.стоял, стояла, стояло, стояли; болела, болел, болело, болели; сверкал, сверкала, сверкало, сверкали; стонала, стонал, стонало, стонали;катился, катилась, катилось, катились. Закончите предложения, вставляя по смыслу слова. Ответьте на вопросы.У Васи есть сестра. У Миши нет ... . У Миши есть брат. У Васи нет . . . .Вопросы: У кого есть брат, а у кого есть сестра?Кого нет у Васи, а кого нет у Миши? Составьте предложения из данных слов.Лена, не бояться, гроза. Рабочие, выполнять, только часть, работа. Алеша, никогда, не видеть, сова. В лесу, расти, много, белые, грибы. Мы, набрать, много, спелая, малина. Составьте предложения по картинкам сначала из двух, затем из трех,четырех, пяти и более слов. Девочка чистит.Девочка чистит апельсин.Девочка чистит спелый апельсин.Девочка чистит спелый апельсин брату.Девочка ножом чистит спелый апельсин брату.
Прослушайте предложения. Каждое предложение сократите до четырех, трех, двух слов. Назовите главные слова в предложении.Оля читает бабушке интересную сказку.Зимой часто дуют холодные ветры.Летом часто идут проливные дожди.Утром Вова ел рисовую кашу. Предлоги Прослушайте предложение, вставьте пропущенный предлог в или на. Произнесите предложение целиком.... нашей реке много рыбы. ... море поднялся сильный шторм. Дети отдыхали ... даче. Там они купались ... реке. Предлоги Прослушайте предложения. Все ли в них правильно? Исправьте ошибки.Дым валит с трубы. Мама пришла с магазина. Саша достал книги из полки. Пассажиры вышли с трамвая. Семья возвращалась из дачи. Предлоги Предложения: Вопросы:Дети были в школе. Откуда пришли дети?Снег лежал на крыше. Откуда сбрасывали снег?Письмо было в ящике . Откуда взяли письмо?Маша гостила у бабушки. Откуда приехала Маша?Воробей сидел на заборе. Откуда слетел воробей? РАБОТА НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ 1) пересказ услышанного с опорой на вопросы, предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа; 2) определение частей в рассказе, составление его плана и пересказ, с опорой на этот план; 3) выборочный пересказ.; 4) краткий пересказ; 5) творческий рассказ; 6) составление самостоятельных рассказов по аналогии, по серии сюжетных картинок, по собственным наблюдениям и впечатлениям. ПЕДАГОГИЧЕКИЕ УСЛОВИЯ:1. Условия коррекции устной и письменной речи, связанные с содержанием учебного материала.2. Условия, связанные с применением соответствующих форм организации учебной деятельности, определённых методов и приёмов обучения.3. Условия обучения русскому языку как неродному, связанные с ролью учителя в процессе обучения.4. Условия, связанные с личностью ребёнка. Процесс постижения русского языка в полиэтнической школе всецело зависит от атмосферы сотрудничества и используемых учителем методических приемов, которые помогают эффективно обучать детей русскому языку как неродному.