Исследование сказки «Колобок» Учебно-исследовательский проект «Колобок»


Исследование сказки про колобка Учебно-исследовательский проект «Колобок» :Автор : Кара-Сал Айбек ученица 1 «ж» классаучитель начальных классовМБОУ «СОШ №1пгт.Каа-Хем Руководитель: Тумен-оол М.В.2016 Введение.1. Слово «колобок» в различных словарях.1. 1.Толкование слова. 2. Суть сказки «Колобок»3.Поиск рецепта приготовления колобка.Заключение. Приложение. Цель моей работы: провести исследование знакомый  с детства сказки «Колобок». Задачи: 1. Изучить толкование и происхождение слова «колобок».3. Изучить смысл сказки «Колобок» Объект исследования: сказка и, конечно же, слово «колобок». Гипотеза:  наше изучение поможет правильному пониманию прочитанного текста, а значит, лучшему пониманию сказки Методы исследования: 1. Анализ литературы.3.   Посещение библиотек 1. Что означает слово «колобок»? И в чём секрет популярности этой русской народной сказки не только у русских, но и у детей других народностей? {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Первый этап подготовительный1.Сбор информации.2.Работа с научной литературой,  интернет-ресурсами. Изучение словарей  «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля,  «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.Второй  этап реализации проекта1. Просмотр мультфильма по русской народной сказке  «Колобок».2. Повторное чтение сказки «Колобок»  1. Поиск рецепта «Колобка».Третий  этапзаключительный 2. Оформление выставки «Колобок» глазами детей ».Этапы  реализации проекта Слово   «Колобок» возникло  от слова «колоб» -  круглый хлебец - это чисто русское хлебное изделие, возникновение которого было случайным. Дело в том, что колобки пекли не всегда, а лишь при отсутствии обычных припасов для хлеба в их обычном количестве. На колобок шли остатки разной муки — все, что было в доме, и все поскребки квашни, которые обычно не изымались, а оставлялись на закваску.  Толкование мало употребляемых слов из сказки «Колобок»Амбар-строение для хранения зерна, муки, припасов…Короб – лубяное или берестяное изделие для укладки и носки чего-нибудь…Поскрести – поскоблить остатки …Сусек – закром.Пригоршня – ладони (ладонь), сложенные горстью; количество чего-либо, вмещающееся в ладони, сложенные таким образом.Лавка – скамья для сидения или лежания, обычно прикреплённая к стене.Пряжить (в сказке – «пряжон») – жарить в масле.Студить (в сказке – «стужон») – делать холоднее, охлаждать. В чём суть сказки «Колобка»Основной смысл этой сказки прост, хотя и может быть выражен по-разному. Например, «Если тебе повезло четыре раза, не факт, что повезет в пятый», «Не будь излишне самонадеянным», «Не ведись на лесть», «От судьбы не убежишь», «Коль ты еда – тебя съедят» и т.д. Сверху – простая и круглая, как главный герой, мысль. А в глубине? Дед, бабка умеют творить, их творение «колобок». Бабка положила колобка на окно, их небрежение приводит к тому, что он покатился вниз, в лес. Лес темный, там живут звери. Катится колобок по дорожке, а навстречу ему заяц: - Колобок, колобок! Я тебя съем! - Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.     Заяц-это страх.   Заяц уши поднял, а колобок запел:- Я колобок, колобок!По амбару метён,По сусечкам скребён,На сметане мешён,В печку сажён, На окошке стужён.Я от дедушки ушёл,Я от бабушки ушёл,От тебя, зайца, не хитро уйти! Песня колобка только о себе, а о дедушке и о бабушке мало говорит. На его пути встречается волк. Волк-это агрессия, медведь-сила, а лиса-лесть.Заяц, волк и медведь, почему не съели колобка, может быть песня понравилась, а может быть от того, что колобок маленький, не наешься. А вот лиса не говорит «Я тебя съем!» Она льстит, какой он румяный. Славная песенка! - сказала лиса. - Да то беда, голубчик, что я стара стала - плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек. Рецепт приготовления «Колобка»:Муки насыпать  2 горсти,     Дрожжей ты ложку  положи,     Яйцо разбей же поскорей,     Сметаны в тесто ты налей,    Про сахар, соль не позабудь,    На сковородку масло лей    И колобки ты жарь быстрей!    А на окошко положи     Всего минуточки на три… ЗаключениеВыставка рисунков.Ребята совместно с родителями подготовили к выставке рисунки «Колобка» (приложение)Вывод. На все поставленные вопросы перед исследовательской работой мы смогли найти ответ:- Смысл сказки колобок;- С помощью словаря узнали точное значение малопонятных нам до этого слов; - С помощью интернет-ресурсов мы восстановили рецепт «Колобка» и попробовали его испечь дома с родителями. Готовить «колобки» нам понравилось - это не сложно и очень вкусно Используемые источники1.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4.М., 1978-1980.2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1973 г. – 939 с.3. Хрестоматия по детской литературе: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. Учеб. Заведений / Сост. И.Н. Арзамасцева, Э.И. Иванова, С.А.Николаева.-2-е изд., стереотип. М., 2000.4. Даль В.И. Русские сказки. Спб, 1832.