Презентация на тему:Подготовка учащихся к написанию сочинения – рассуждения на тему, связанную с толкованием значения слова (задание 15.3)


Подготовка учащихся к написанию сочинения – рассуждения на тему, связанную с толкованием значения слова (задание 15.3)Методические рекомендации подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ №22 хутора Новотроицкого Романенко Любовь Васильевна

Задание 15.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.1.Внимательно читаем задание 2. Определяем наши задачи: сформулировать и прокомментировать значение данного слова, затем написать сочинение-рассуждение, взяв в качестве тезиса данное нами определение. . Критерии оценивания сочинения 15.3{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}№Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)БаллыС3К1Толкование значения словаЭкзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочи­нения) далопределение и прокомментировал его2Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его1Экзаменуемый дал неверное определение, илиТолкование слова в работе экзаменуемого отсутствует0 {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}С3К2Наличие примеров-аргументовЭкзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример- аргумент приведён из прочитанного текста, а второй — из жиз­ненного опыта, илиэкзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста3Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста2Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта1Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента0 {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}С3К3Смысловая цельность, речевая связность и последователь­ность сочиненияРабота экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:логические ошибки отсутствуют, последовательность изло­жения не нарушена;в работе нет нарушений абзацного членения текста2Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста1В работе экзаменуемого просматривается коммуникативныйзамысел,нодопущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста0 {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}С3К4Композиционная стройностьРабота характеризуется композиционной стройностью и завер­шённостью, ошибок в построении текста нет2Работа характеризуется композиционной стройностью и за­вершённостью, нодопущена одна ошибка в построении текста1В работе допущено две и более ошибки в построении текста0Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1-С3К49 3. Повторяем структуру(алгоритм) написания сочинения-рассуждения: 1. Вступление - тезис.2. Основная часть - доказательства (аргументы).3. Заключение – вывод.Внимание! Задание 15.3 отличается от заданий 15.1 и 15.2: учащиеся должны привести один аргумент из жизненного опыта. ВСТУПЛЕНИЕ. Определение предложенного в задании слова. Для этого учащиеся должны ответить на вопрос «Как я это понимаю?» Определение надо постараться дать одним предложением. Выполняем словарную работу: учащиеся выписывают лексическое значение слов, которые включаются в экзаменационные задания по текстам из банка заданий ФИПИ: «дружба», «сострадание», «красота», «самовоспитание», «искусство», «любовь», «человечность», «сильный», «неблагодарность» и др. из толковых словарей С.И.Ожегова, В.И.Даля, Д.И.Ушакова и др. Читаем и анализируем выписанные определения. Читаем и анализируем выписанные определения .1. Дружба(Толковый словарь Ожегова), -ы, ж. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Давнишняя д. Д. одноклассников. Не в службу, а в дружбу (не по обязанности, а из дружеского расположения; разг.). || прил. дружеский, -ая, -ое.2. Дружба ж.(Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.)1) а) Отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.п.б) Взаимная расположенность, привязанность, характерная для таких отношений.в) Дружелюбие, взаимопонимание и т.п. между народами, странами, государствами.2) перен. разг. Доброжелательное отношение друг к другу человека и животного. 3. Дружба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями Подбор синонимов к данному слову, например: «дружба» - дружество, дружелюбие, доброжелательство, лад, мир, согласие, панибратство, побратимство... Составляем словосочетания с данными словамиОтвечаем на вопрос «Какая бывает «дружба»?» Ответы: настоящая, крепкая, безграничная, близкая, бескорыстная, искренняя, многолетняя, давняя и т.д.. После проделанной работы учащиеся формулируют свое определение понятия и записывают его. Комментируем тезис- определениеЗначение слова «комментировать» по Ожегову: Комментировать – давать комментарии, пояснения к чему-нибудь.Вопросы – подсказки к комментарию1.Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)? 2.Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение? 3. Чем существенным я могу дополнить это определение? 4. Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить? 5. Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить? и др. Определение без комментария - -1 балл. Клише для вступления:Мне кажется, что дружба – это…На мой взгляд, дружба – это…Я думаю, что дружба – это…Что такое дружба? Попробуем над этим поразмышлять. Я считаю, что… Основная часть сочинения1.Пример из прочитанного текста.2.Пример из жизненного опыта:из читательского опыта;-исторические факты;-общественно значимые вопросы, обсуждаемые в СМИ;-высказывания известных философов, писателей, ученых и т.д.;-результаты личных наблюдений (частные случаи из жизни). Клише для основной части:Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.В тексте (фамилия автора) можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли или тезиса).Предложение … подтверждает мысль о том, что…В подтверждение приведу пример из жизни (из художественной литературы, из СМИ и т.д.)Примеры ( называем слово-понятие из задания) можно встретить и в жизни. Клише для заключения:Эти примеры из текста стали убедительным доказательством моего определения. В результате рассуждения мы пришли к выводу, что…Таким образом…, итак…, в заключение…, как видим… Бессердечность, бездушие - это неотзывчивость к чужим страданиям, проблемам, ситуациям, в которой человеку требуется помощь. Для меня бессердечие-это самое страшное качество.Быть бездушным, безразличным человеком - это значит провести свою жизнь без друзей, близких, родных. Остаться одному, в пустом и замкнутом сером мире, в котором нет красок, нет любви, нет добра, есть лишь жесткость и ненавистьБездушие может привести к катастрофе. Если человеку нет дела до других, если он не переживает за кого-то, кроме себя, он легко допустит халатность или пойдёт на преступление, что приведет к чьей-то гибели.Михаил Юрьевич Лермонтов очень ярко передал бессердечие и бездушие в стихотворении «Нищий». Бедняк просит подаяния, но вместо хлеба получает обычный камень, положенный в руку. Кто-то сделал это, дабы посмеяться над беспомощным: «У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку».Это стихотворение о безответной любви. Но Лермонтов создал яркую метафору бездушия, которая подойдёт к описанию многих ситуаций.Я никогда не отвернусь от молящего о помощи и всегда протяну крепкую руку для поддержки, подставлю плечо, явлюсь подмогой в трудной ситуации. Какой бы ни была ваша помощь, она дает надежду на то, что сердце ваше способно чувствовать и любить, любить не только себя, но и окружающих. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ — способ отношений между отдельными людьми, социальными группами, коллективами, организациями, странами, при котором максимально осмысливаются и учитываются на практике точки зрения, позиции, интересы общающихся сторон. (Из словаря психолога) Взаимопонимание – взаимное понимание, согласие.(Словарь Ожегова С.И.)На мой взгляд, взаимопонимание – редкий гость в нашем обществе. Люди привыкли слышать только себя, выдвигая на первый план личные интересы. Взаимопонимание - это не просто способность понять, услышать человека. Это ситуация, когда два человека понимают друг друга. Взаимопонимание можно назвать основой любого сотрудничества, так как оно способствует развитию любых отношений: семейных, коммерческих, бытовых, деловых и т.д.Для меня взаимопонимание-это в первую очередь умение слышать и слушать, понимать и чувствовать, соглашаться и поддерживать. Если тебе человек рассказывает о чем-либо и ты полностью с ним согласен, считаешь точно так же, то между вами явно возникло то самое взаимопонимание.В романе Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого» Павел Кукоцкий не согласен с дочерью Таней, которая решила бросить науку, но он не ругает девушку, не настаивает на своём, а даёт ей возможность самой разобраться в мыслях и чувствах и принимает её выбор.Взаимопонимание – необходимое условие для любых отношений между людьми. Оно помогает человеку чувствовать себя востребованным, нужным. А востребованный человек способен развиваться сам и участвовать в развитии. В развитии другого человека, в развитии отношений, в развитии общего дела.Я считаю, что необходимо уметь находить общий язык с друзьями и близкими. При взаимопонимании общение становится проще и интереснее. Однако у всех нас разные взгляды и мнения. Если один человек не смог разжечь искру взаимопонимания, возможно это сможет сделать другой. Справедливость – понятие нравственного порядка. Я считаю, что справедливость жизненно необходима в обществе людей, так как она помогает регулировать отношения между ними. Она помогает ощутить свою правоту или признать вину.В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Емельян Пугачев поступает с Петром Гриневым по справедливости: он оставляет Петра в живых, тогда как остальных защитников крепости жестоко казнит. Пугачев помнит доброту, с которой отнесся к нему Гринев во время их первой встречи. Пугачев справедлив и во время сцены, где узнает, что Швабрин насильно удерживает Машу Миронову. Вопреки ожиданиям предателя Швабрина он не только не казнит Машу, но и отпускает их с Гриневым на волю. Что и говорить, предводитель восстания, по мысли автора, человек жестокий, но в высшей степени справедливый.Справедлив гнев Тараса Бульбы по отношению к своему предателю – сыну. Андрий перешел на сторону поляков, предал своих товарищей. Такая справедливость страшна, ведь отец вынужден убить своего сына. Но по-другому в то время с предателями не поступали.Справедливость – важное качество человека и человеческих отношений. Справедливый человек никогда не посягнет на свободу другого человека, не унизит его; он также не посягнет на чужое, не развяжет войну. Справедливость считается одним из мерил человеческой души. Сострадание - это способность сопереживать другому человеку, чувствовать чужую боль. Людям, умеющим сострадать, чужды равнодушие и озлобленность. Сострадание побуждает человека совершать добрые поступки.Сострадание – это внешнее выражение деятельной внутренней любви к ближнему.Сострадание – это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную.Сострадание – это чуткость и внимательность к окружающим, неподдельное уважение к их интересам и их переживаниям.Сострадание- это умение при любых условиях действовать так, чтобы не причинять вреда окружающим людям.Чаще всего сострадание - это способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные, это - предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас.ЛарошфукоСострадание — это не чувство; скорее, это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства. Алигьери Данте  Тот, кто не имеет сострадания, жесток. Бернард МандевильСострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. Артур ШопенгауэрСострадание есть высочайшая форма человеческого существования. Федор Михайлович ДостоевскийСочувствуя, мы переходим в душевное состояние другого; мы как бы выселяемся из самих себя, чтобы поселиться в душу другого человека. Сэмюэл Смайлс Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание. Лев Николаевич Толстой Человечность – гуманность, человеческое отношение к окружающим.Толковый словарь русского языка УшаковаЧеловечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность.Философский словарьЧеловечность — гуманность, человеколюбие; гуманизм, человечественность, гуманитет, доброта, добротолюбие, отзывчивость. Ant. мизантропия, человеконенавистничество. Словарь русских синонимовЧелове́чность — гуманизм, гуманность, человеческое отношение к окружающим. В общем смысле — система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий. Поскольку человек — социальное существо, то человечность - это требуемое поведение в социуме. Проявления человечности в повседневной жизниПомощь нуждающимся, благотворительность. Помогая детям, пожилым и тем, кто по каким-либо причинам нуждается в помощи, человек проявляет свои лучшие качества; человечность – одно из них.Межличностные отношения. Чем большую человечность по отношению к окружающим проявляет человек, тем сильнее тянутся к нему люди.Интерес к другим людям. Человек, искренне интересующийся внутренним миром окружающих, проявляет человечность.Профессиональная деятельность. Есть профессии, в которых человечность выходит на первое место среди необходимых личностных качество, – это врачи, педагоги и спасатели.Семейные отношения. Любовь родителей к детям и детей к родителям, любовь между супругами – одно из проявлений человечности. Крылатые выражения о человечности Истинная человечность – это благородное отношение к любой жизни.- Георгий Александров -       Тот будет человечен, кто сумеет воплотить повсюду пять достоинств: почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброта.- Конфуций -        Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.- Василий Сухомлинский -        Любовь, надежда, страх и вера, вместе взятые, составляют человечность. Это знаки, приметы и свойства человечности.- Роберт Браунинг -       Человечность – это осмысленное чувство, только воспитание его развивает и укрепляет.- Клод Адриан Гельвеций -         Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку.- Жан-Жак Руссо  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!