Презентация по литературе Жизнь и творчество А.А. Ахматовой. Реквием как итог трагической жизни поэта


«Реквием» как итог трагической жизни поэтаПрезентация подготовлена студенткой группы 1 РТ Петровой Марией Руководитель работы преподаватель литературы Власова И.Л.ГБПОУ г.Москвы «Театральный художественно-технический колледж».Жизнь и творчество Анны Ахматовой Художник Е.О. МациевскийЕё жизнь прошла сквозь войны, революции, потери и краткие мгновения счастья. Её знала вся Россия, но были времена, когда даже её имя было запрещено упоминать. Великий поэт с русской душой и татарской фамилией – Анна Ахматова.
Анна Ахматова родилась11(24) июня 1889 года в пригороде Одессы, Большом Фонтане. Ее отец, Андрей Антонович Горенко, был морским инженером,  мать, Инна Эразмовна, посвятила себя детям, которых в семье было шесть: Андрей, Инна, Анна, Ия, Ирина (Рика) и Виктор.Семья Горенко: И. Э. Горенко, А.А. Горенко, Рика (на руках),Инна, Анна, Андрей. Около 1894 г


Когда Ане было одиннадцать месяцев, семья перебралась на север: сначала в Павловск, затем в Царское село. « Мои первые воспоминания – царскосельские : зеленое великолепие парков, выгон, ипподром, старый вокзал». Каждое лето неизменно проводили на берегу Черного моря.
Аня росла в атмосфере, довольно необычной для будущего поэта: в доме почти не было книг, кроме толстого тома Некрасова, который Ане разрешалось читать на каникулах. У матери вкус к поэзии был: она читала детям наизусть стихи Некрасова и Державина, их она знала множество. Но почему-то все были уверены в том, что Аня станет поэтессой – еще до того, как ею была написана первая стихотворная строчка.Аня довольно рано начала говорить по-французски – научилась, наблюдая за занятиями старших детей.В десять лет поступила в гимназию в Царском селе.Через несколько месяцев Аня тяжело заболела: неделю пролежала в беспамятстве; думали, что она не выживет. Когда пришла в себя, она некоторое время оставалась глухой.Позднее один из врачей предположил, что это была оспа – которая, однако, не оставила никаких видимых следов.След остался в душе: именно с тех пор Аня стала писать стихи.



Ближайшей подругой Ани в Царском селе была Валерия Тюльпанова (в замужестве Срезневская), семья которой жила в том же доме, что и Горенко.В канун Рождества 1903 года Аня и Валя встретили знакомых Сергея, брата Вали, – Митю и Колю Гумилевых, у которых была общая с Сергеем учительница музыки. Гумилевы проводили девочек домой, и если на Валю и Аню эта встреча не произвела никакого впечатления, то для Николая Гумилева в этот день началось его самое первое – и самое страстное, глубокое и долгое чувство. Он влюбился в Аню с первого взгляда.Коля Гумилев, всего на три года старше Ани, уже тогда осознавал себя поэтом, был горячим поклонником французских символистов. Он скрывал неуверенность в себе за высокомерностью, внешнюю некрасивость пытался компенсировать загадочностью, не любил ни в чем никому уступать. Гумилев самоутверждался, сознательно выстраивая свою жизнь по определенному образцу, и роковая, неразделенная любовь к необыкновенной, неприступной красавице была одним из необходимых атрибутов избранного им жизненного сценария.Он забрасывал Аню стихами, пытался поразить ее воображение различными эффектными безумствами – например, в ее день рождения принес ей букет из цветов, сорванных под окнами императорского дворца. На Пасху 1905 года он пытался покончить с собой – и Аня была так этим потрясена и напугана, что перестала с ним встречаться.Валерия ТюльпановаНиколай ГумилевАнна ГоренкоАнна Горенко





Весной 1906 года Аня поступила в Киевскую гимназию. На лето она вернулась в Евпаторию, где жила её мать с детьми после расставания с отцом. Туда к ней заехал – по пути в Париж, - Гумилев. Они помирились, и переписывались всю зиму, пока Аня училась в Киеве.В Париже Гумилев принимал участие в издании небольшого литературного альманаха "Сириус", где опубликовал одно стихотворение Ани.Андрей Антонович Горенко, узнав о поэтических опытах дочери, просил не срамить его имени. "Не надо мне твоего имени", - ответила она и взяла себе фамилию своей прабабушки, Прасковьи Федосеевны, чей род восходил к татарскому хану Ахмату. Так в русской литературе появилось имя Анны Ахматовой.Анна Горенко. 1906 г.Николай Гумилев

Николай Гумилев и Анна Ахматова обвенчались 25 апреля 1910 года в Никольской слободке под Киевом. Родственники Ахматовой считали брак заведомо обреченным на неудачу – и никто из них не пришел на венчание, что глубоко ее оскорбило.После свадьбы Гумилевы уехали в Париж. Здесь она знакомится с Амедео Модильяни – тогда никому не известным художником, который делает множество ее портретов. Сохранился из них только один – остальные погибли в блокаду. Между ними даже завязывается что-то похожее на роман – но как вспоминает сама Ахматова, у них было слишком мало времени, чтобы могло произойти что-нибудь серьезное. В конце июня 1910 года Гумилевы, вернувшись в Россию, поселились в Царском Селе. Гумилев представил Анну своим друзьям-поэтам. Как вспоминает один из них, когда стало известно о женитьбе Гумилева, никто поначалу не знал, кто невеста. Потом выяснили: обыкновенная женщина… То есть – не негритянка, не арабка, даже не француженка, как можно было бы ожидать, зная экзотические пристрастия Гумилева. Познакомившись с Анной, поняли – необыкновенная…Гумилев с товарищами решили организовать объединение молодых поэтов, назвав его "Цех поэтов". Вскоре Гумилев на основе Цеха основал движение акмеизма. В числе его последователей были Гумилев, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Михаил Зенкевич, Владимир Нарбут и другие. Термин "акмеизм" происходит от греческого "акмэ" – вершина, высшая степень совершенства. Но многие отмечали созвучие названия нового течения с фамилией Ахматовой.Весной 1912 года выходит первый сборник Ахматовой "Вечер", тиражом всего 300 экземпляров. Критика встретила его очень благожелательно. Многие стихотворения этого сборника были написаны во время путешествия Гумилева по Африке. Молодая Ахматова стала очень известна. Слава буквально обрушилась на нее. Ей пытались подражать – появилось множество поэтесс, пишущих стихи "под Ахматову" – их стали называть "подахматовки".


За короткое время Ахматова из простой, взбалмошной, смешливой девушки стала той величественной, горделивой, царственной Ахматовой, которая запомнилась всем, кто ее знал. А после того, как в журналах стали публиковаться ее портреты – а рисовали ее много, и многие, - начали подражать и ее внешнему виду: знаменитая челка и "ложноклассическая" шаль появились у каждой второй.Художник Н.И. АльтманХудожник О.Л. Делла-Вос-Кардовская


Весной 1912 года, когда Гумилевы едут в путешествие по Италии и Швейцарии, Анна уже была беременна. Лето она проводит с матерью, а Гумилев – в Слепневе. Сын Ахматовой и Гумилева Лев родился 1 октября 1912 года. Почти сразу же его забрала к себе мать Николая, Анна Ивановна, – и Аня не слишком сопротивлялась. В итоге, Лева почти шестнадцать лет прожил с бабушкой, видя родителей лишь изредка…
Уже через несколько месяцев после рождения сына, в начале весны 1913 года, Гумилев отправился в свое последнее путешествие по Африке – в качестве начальника экспедиции, организованной Академии наук.В его отсутствие Анна ведет активную светскую жизнь. Признанная красавица, обожаемый поэт, она буквально купается в славе. Ее рисуют художники, ей посвящают стихи собратья по поэтическому цеху, одолевают поклонники…В начале 1914 года выходит второй сборник Ахматовой "Четки". Хотя критика приняла его несколько прохладно – Ахматовой ставили в вину то, что она повторяется, - сборник имел оглушительный успех. Даже несмотря на военное время, его четыре раза переиздавали.Она дружила с Блоком, роман с которым ей упорно приписывали (основанием для этого послужил обмен стихами, которые были опубликованы), с Мандельштамом (который был не только один из ее ближайших друзей, но в те годы пытался за нею ухаживать – правда, безуспешно), Пастернаком (по ее словам, Пастернак семь раз делал ей предложение, хотя и не был по-настоящему влюблен).Осип МандельштамАлександр БлокБорис Пастернак




Одним из самых близких ей людей тогда был Николай Недоброво, написавший в 1915 году статью о ее творчестве, которую сама Ахматова считала лучшей из того, что было написано о ней за всю ее жизнь. Недоброво был отчаянно влюблен в Ахматову.Николай Владимирович НедобровоВладимир Казимирович ШилейкоВ 1914 году Недоброво познакомил Ахматову со своим лучшим другом, поэтом и художником Борисом Анрепом. Анреп, живший и учившийся в Европе, вернулся на родину, чтобы участвовать в войне. Между ними начался бурный роман, и вскоре Борис вытеснил Недоброво и из ее сердца, и из ее стихов. Недоброво очень тяжело пережил это и навсегда разошелся с Анрепом. Хотя встречаться Анне и Борису удавалось нечасто, эта любовь была одной из сильнейших в жизни Ахматовой. Борису Анрепу посвящено большинство стихотворений из сборника "Белая стая", вышедшего в 1917 году.Тем временем Гумилев, хотя и находится на действующем на фронте – за доблесть он был награжден Георгиевским крестом, - ведет активную литературную жизнь. Он много публикуется, постоянно выступает с критическими статьями. Летом 17-го он оказался в Лондоне, а затем в Париже. В Россию Гумилев вернулся в апреле 1918 года.На следующий день Ахматова попросила его о разводе, сказав, что выходит замуж за Владимира Шилейко.Анреп Борис Васильевич




В августе 1921 года умер Александр Блок На его похоронах Ахматова узнала страшную весть – по так называемому Таганцевскому делу арестован Гумилев. Через две недели его расстреляли. Его виной было лишь то, что он знал о готовящемся заговоре, но не донес.В том же августе в Греции покончил с собой брат Анны – Андрей Горенко.Впечатления от этих смертей вылились у Ахматовой в сборник стихотворений "Подорожник", который затем, дополненный, стал называться "Anno Domini MCMXXI".После этого сборника Ахматова не выпускала сборников долгие годы, только отдельные стихотворения. Новый режим не жаловал ее творчество – за интимность, аполитичность и "дворянские корни". Даже мнение Александры Коллонтай – в одной из своих статей она сказала, что поэзия Ахматовой привлекательна для молодых работниц тем, что правдиво изображает, как плохо мужчина обращается с женщиной, - не спасло Ахматову от критической травли. Череда статей заклеймила поэзию Ахматовой как вредную, поскольку она ничего не пишет о труде, коллективе и борьбе за светлое будущее.В это время она осталась практически одна – все ее друзья или погибли, или эмигрировали. Сама же Ахматова эмиграцию считала совершенно для себя неприемлемой.Печататься становилось все труднее и труднее. В 1925 году на ее имя был наложен неофициальный запрет. Ее не печатали 15 лет.

Не имея возможности печатать стихи, Ахматова углубилась в научную работу. Она занялась исследованием Пушкина, заинтересовалась архитектурой и историей Петербурга. Летом 1928 года к Ахматовой переехал ее сын Лева, которому к тому времени было уже 16 лет. Обстоятельства смерти его отца препятствовали продолжению его учебы. Его с трудом удалось пристроить в школу. Потом Лев поступил на исторический факультет Ленинградского университета.Лев Гумилёв

В 1934 году арестовали Осипа Мандельштама – Ахматова в этот момент была у него в гостях. А через год, после убийства Кирова, были арестованы Лев Гумилев и Николай Пунин (гражданский муж А.Ахматовой). Ахматова бросилась в Москву хлопотать, ей удалось передать в Кремль письмо. Вскоре тех освободили, но это было только начало.Осип Мандельштам и Анна Ахматова. Москва 1934 г.В марте 1938 года был вновь арестован Лев Гумилев, и на сей раз он просидел семнадцать месяцев под следствием и был приговорен к смерти. Эти события легли в основу поэмы «Реквием»


«Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных». Анна Ахматова«Только у нас в стране уважают поэзию — за нее убивают». Осип Мандельштам
«Реквием» Анна Ахматова создавала в течение двадцати лет, поэма стала итогом творческого пути Ахматовой. Лидия Гинзбург писала: «Это был обряд: рука, спички, пепельница – обряд прекрасный и горестный». Однако «Реквием» не записывался. Лидия Гинзбург вспоминала, что после ареста сына, Льва Гумилева, Анна Ахматова «жила как завороженная застенком», читая шепотом стихи из «Реквиема», просила запомнить их, а клочок бумаги, на котором они были записаны, тут же сжигала. «Реквием» знали наизусть еще несколько человек, в том числе и близкая подруга Ахматовой Лидия Чуковская, но ни один из них нигде ни словом не обмолвился об этом — писать, читать и даже слушать поэму о «страшных годах ежовщины» было опасно. Лишь в 1950-е годы Ахматова решилась записать поэму, а первая её публикация состоялась в 1988 году, через 22 года после смерти автора.
В основе поэмы лежит личная трагедия А. Ахматовой: ее сын, Лев Гумилев, был арестован в сталинские годы трижды. Первый раз - в 1935 году. Ахматова тогда написала письмо Сталину, и его удалось вызволить. Во второй раз сын Ахматовой был арестован и приговорен к 10 годам лагерей в 1938 году, позднее срок сократили до 5 лет. В третий раз его арестовывают в 1949 году и приговаривают к расстрелу. Расстрел заменяют ссылкой. Вина его так и не была доказана, и впоследствии он был реабилитирован. Но "Реквием" Ахматовой – это не только личная трагедия, а трагедия народная:Это было, когда улыбалсяТолько мертвый, спокойствию рад,И ненужным привеском болталсяВозле тюрем своих Ленинград.Звезды смерти стояли над нами,И безвинная корчилась РусьПод кровавыми сапогамиИ под шинами черных марусь.




Композиция поэмы сложная, она включает Эпиграф, Вместо предисловия, Посвящение, Вступление, 10 глав (три из них имеют название: Приговор, К смерти, Распятие) и Эпилог из трех частей. Поэма состоит из отдельных стихотворений, написанных с 1935 по 1940 годы. Звучание ее траурное, скорбное, оно оправдывает название: «Реквием» (лат. Requiem) - заупокойная месса. Интересно, что произведение Ахматовой также написано «по заказу», как и, согласно легенде, «Реквием» Моцарта. Сама Ахматова пишет об этом в начальной части - «Вместо предисловия». Заказ этот сделала «женщина с голубыми губами», стоявшая «в оцепенении» вместе с Ахматовой в очереди ленинградской тюрьмы. Человеческая личность в годы репрессий уничтожалась, и в поэме переданы тот страх и боль, которые испытывали люди. И героями поэмы становятся все те, кто стоял «под красною ослепшею стеною».
«Посвящение». Ахматова пишет не только о своем горе, но и о горе всех людей: «Перед этим горем гнутся горы…». Здесь лирическое «я» поэта превращается в «мы», и поэма звучит масштабно, всеохватно:Где теперь невольные подругиДвух моих осатанелых лет?Что им чудится в сибирской вьюге?Что мерещится им в лунном круге?Им я шлю прощальный свой привет. «Вступление» к «Реквиему» рисует образ Ленинграда того времени. В изображении города Ахматова близка Достоевскому, называвшему Петербург «самым умышленным городом на земле». Это город, в котором существуют только тюрьмы:И ненужным привеском болталсяВозле тюрем своих Ленинград. Он изображен кровавым и черным. Паровозные гудки, осужденные – это его звуки, его люди. Это безумный город, над которым стоит звезда смерти. В следующих частях поэмы развивается образ лирической героини — матери, потерявшей своего сына. Образ рассвета, описание темной горницы, сравнение ареста с выносом – «За тобой, как на выносе, шла» - уводят читателя в глубь истории, в петровскую эпоху:Буду я, как стрелецкие женки,Под кремлевскими башнями выть. Вторая часть, похожая на колыбельную - «Тихо льется тихий Дон, Желтый месяц входит в дом» - кажется спокойной и сдержанной в сравнении с третьей и самой короткой частью, где образ «черных сукон» выражает всеобщую скорбь. Скорбное настроение передается нерифмованным стихом, проза как будто с болью врезается в поэтический текст:Нет, это не я, это кто-то другой страдает,Я бы так не могла, а то, что случилось,Пусть черные сукна покроют,И пусть унесут фонари… Отчаяние матери достигает кульминации в пятой части:Все перепуталось навек,И мне не разобратьТеперь, кто зверь, кто человек,И долго ль казни ждать.Художник Б.В. Ардов











Глава «К смерти» стала эмоциональной кульминацией. Героиня готова принять смерть в любой форме: «отравленный снаряд», «тифозный чад», «гирька бандита». Но смерть не приходит, и мать окаменевает от страдания.В главе «Распятие» Ахматова переосмысляет библейскую ситуацию распятия. Эта история представляется Ахматовой не только как трагедия Христа, но и трагедия матери:Магдалина билась и рыдала,Ученик любимый каменел,А туда, где молча Мать стояла,Так никто взглянуть и не посмел. Трагедия Матери - ее частная история - становится общечеловеческой:Я была тогда с моим народом,Там, где мой народ, к несчастью, был…Памятник Анне Андреевне Ахматовой, напротив тюрьмы «Кресты»





Эпилог вновь возвращает нас к «красной ослепшей стене» тюрьмы, где начиналось повествование. Здесь центральным становится образ памятника - не только жертвам репрессий, но и поэту, самой Ахматовой, стоящий, по ее завещанию, не возле моря, а рядом с Крестами. Эпилог звучит торжественно и возвышенно:Хотелось бы всех поименно назвать,Да отняли список, и негде узнать…О них вспоминаю всегда и везде,О них не забуду и в новой беде,И если зажмут мой измученный рот,Которым кричит стомильонный народ,Пусть так же они поминают меняВ канун моего погребального дня… В Эпилоге звучат библейские мотивы - погребения («в канун моего поминального дня»), покрова («для них соткала я широкий покров»), образа зверя («выла старуха, как раненый зверь»). Однако звучит он не трагично, а одухотворенно, возможно, благодаря образу голубя, символизирующего духовную свободу. Лирическая героиня Ахматовой благодарит Бога и жизнь за все, что с ней случилось: за тюремные очереди, в которых простояла семнадцать месяцев, за горе, за «окаменелое страданье» и распятие. В поэме «Реквием» личная трагедия автора вырастает из векового страдания народа. Образ сына ассоциируется с Христом. Его жизнь – это крестный путь. Путь его матери – крест и жертва:У меня сегодня много дела:Надо память до конца убить,Надо, чтоб душа окаменела,Надо снова научиться жить.







В 1950 году Ахматова, ломая себя, во имя спасения сына написала цикл стихотворений "Слава миру", прославляющий Сталина. Однако Лев вернулся только в 1956 году – и то, для его освобождения пришлось долго хлопотать… Из лагеря он вышел с убеждением, что мать ничего не делала для облегчения его участи – ведь ей, такой знаменитой, не смогли бы отказать! Пока они жили вместе, их отношения были очень натянутыми, потом, когда Лев стал жить отдельно, почти совсем прекратились.Он стал известнейшим ученым-востоковедом. Историей Востока он увлекся, находясь в ссылке в тех краях. Его труды и сейчас считаются одними из важнейших в исторической науке. Ахматова очень гордилась сыном.Анна Ахматова с сыном Львом Гумилевым


Последние десять лет жизни Ахматовой совершено не походили на предыдущие годы. Ее сын был на свободе, она наконец получила возможность печататься. Она продолжала писать – и писала много, словно торопясь высказать все, что ей не давали сказать раньше. Теперь мешали только болезни: были серьезные проблемы с сердцем, из-за полноты ей было тяжело ходить. До последних лет Ахматова была царственна и величава, писала любовные стихи и предупреждала приходящих к ней молодых людей: «Только не надо в меня влюбляться! Мне это уже не надо»Ахматова умерла 5 марта 1966 года – по иронии судьбы, в годовщину смерти Сталина, которую любила отмечать. Перед отправкой в Ленинград ее тело лежало в московском морге при больнице, расположенной в здании старого Шереметьевского дворца, на котором, как и на Фонтанном Доме, был изображен герб с девизом, прозвучавшим в "Поэме без героя": "Deus conservat omnia" – "Бог сохраняет все".После отпевания в Никольском соборе Ленинграда Анна Андреевна Ахматова была похоронена в Комарово – недалеко от своего единственного за много лет настоящего дома. Толпы людей провожали ее в последний путь – путь в Вечность…