Презентация к уроку литературы по поэме А. Ахматовой Реквием


Анна Ахматова(современная поэма) « РЕКВИЕМ» Вместо предисловия Нет, не под чуждым небосводом,/И не под защитой чуждых крыл,-/Я была тогда с моим народом,/Там, где мой народ, к несчастью, был. Комментарий Дважды повторяется слово «чуждый», «дважды - слово «народ»:прочность сплочения судеб народа и поэта проверяется общим для них несчастьем.Эпиграф взят из стихотворения Ахматовой «Так не зря мы вместе бедовали»(впервые напечатано в 1987 году). Посвящение Где теперь невольные подругиДвух моих осатанелых лет?Что им чудится в сибирской вьюге,Что мерещится им в лунном круге?Им я шлю прощальный мой привет Комментарий Содержит ряд конкретных картин общенародного несчастья «осатанелых лет».Конкретность соединена с высоким обобщением: введение в текст образов, восходящих к ПетруI ,Пушкину.Строка «Уводили тебя на рассвете…»строится как народный плач. Вступление Звёзды смерти стояли над нами,И безвинная корчилась РусьПод кровавыми сапогамиИ под шинами чёрных «марусь». Комментарий Проявляется склонность автора к космическим образам. Земное обозревается «жёлтым месяцем».Лирический герой- гоголевский образ- сопрягается с трагедийной земной реальностью.О себе автор пишет в третьем лице. Это уже не женщина – тень. Человеку невозможно вынести такое. Тихо льётся тихий Дон Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. Ночь Показать бы тебе, насмешнице И любимице всех друзей, Царскосельской весёлой грешнице, Что случится с жизнью твоей… Комментарий Автор пробует увидеть страдания других людей со стороны, но от этого они не менее трагедийны.Выражением всеобщего горя становится страшная ночь.Стих обрывается на полуслове. Без названия Семнадцать месяцев кричу,Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой. Комментарий Отчаяние достигает наивысшей точки.Всё перепуталось в сознании героини.Светящая звезда становится роковой и «скорой гибелью грозит». Без названия Как тебе, сынок, в тюрьмуНочи белые глядели.Как они опять глядятЯстребиным жарким оком. Комментарий Героиня пребывает а оцепенении. Все мысли о сыне.Обрушивается очередной удар – приговор. Приговор У меня сегодня много дела:Надо память до конца убить,Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. Комментарий Женщина находится на грани жизни и смерти, но пытается найти выход.У героини нет сил жить в пустом доме, и она зовёт смерть. К смерти Ты всё равно придёшь- зачем же не теперь?Я жду тебя – мне очень трудно.Я потушила свет и отворила дверьТебе такой простой и чудной. Комментарий Героиня готова принять любую смерть(отравленный снаряд, гирьку бандита, тифозный чай).Смерть не приходит – приходит безумие.На смену разуму является затмение.Мелькают ещё призраки чего-то святого, то это смутные наплывы из прошлого. Распятие « Не рыдай Мене, Мати,во гробе зрящи».Магдалина билась и рыдала,Ученик любимый каменел,А туда, где молча Мать стояла,Так никто взглянуть и не посмел. Комментарий Трагедия вызывает в памяти самое страшное из преступлений человечества – распятие Христа.Трагедия подключает сознание читателя к судьбе Матери, принесшей в мир Сына-Искупителя. Эпилог И если зажмут мой измученный рот,Которым кричит стомильонный народ,Пусть так же они поминают меняВ канун моего погребального дня. Комментарий Звучит мотив заступничества.Автор продолжает традицию темы памятника.Памятник надо ставить матери, которая всё равно одержит победу над палачами. Выводы Поэма Ахматовой отличается мощным эпическим размахом , раскрытием современности на широком всемирно-историческом фоне.Полифонизм, многоголосье и распевность позволяют воспринимать это произведение как траурное музыкальное творение.Основанное на народных плачах, оно несёт лирическую интонацию, что делает поэму уникальным художественным явлением.