Презентация по истории на тему Языческие и христианские памятники культуры Древней Руси


Автор Клещевник Даниэль6 класс2017 Министерство высшего и среднего образования Краснодарского краяМБОУ СОШ №43 г.Краснодара Христианские и языческие памятники культуры Древней Руси После крещения Русь стала частью православного мира. Но на Руси православная культура переплеталась с языческими верованиями и обычаями. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники культуры. О культуре славян этого периода нам известно очень мало. Сохранившиеся памятники характеризуют уклад жизни наших предков Збручский идол. ( X в.)Идол представляет собой четырёхгранный столб высотой 2,67 м, высеченный из серого известняка. Столб разделён на три яруса, на каждом из которых высечены различные изображения. Нижний ярус изображает подземное божество, средний — мир людей, верхний — богов. Идол венчает круглая шапка. Языческие памятники культуры Древней РусиВо главе славянских божеств стоял великий Сварог – бог вселенной, бог небесного огня, напоминающий древнегреческого Зевса. Его сыновья Сварожичи – солнце и огонь – были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог (или Ярило) весьма почитался славянами. Недаром автор «Слова о полку Игореве» называл славян «даждьбожьи внуки». Бог Велес (Волос) почитался у славян в качестве покровителя богатства и скотоводства, это был своеобразный «скотный бог».  Стрибог, по их понятиям, повелевал ветрами, как древнегреческий Эол.  Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства. Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, на первый план все больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который затем становится главным небесным божеством, сливается со Сварогом, Родом как более древними богами. Происходит это не случайно: Перун был богом, чей культ родился в княжеской, дружинной среде. Археологические раскопки дают представление о том, как выглядело древнерусское святилище. На вершине холма находилось капище – место, где стоял капь – идол. Вокруг капища шел подковообразный насыпной вал. На вершине которого горели крады – священные костры. Второй вал был внешней границей святилища. Пространство между двумя валами носило название требище – там “потребляли”, т.е. ели, жертвенную пищу. Пир мог проходить и под открытым небом, и в особых зданиях, стоящих на том же требище, - хоромах (храмах), первоначально предназначавшихся исключительно для ритуальных пиров Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы, похороны. Известен похоронный обычай славян.  Тело умершего помещали в ладью и сжигали ее на костре. Затем прах опускали в могилу, когда хоронили знатного человека, вместе с ним убивали нескольких его слуг и одну из его жен. Кроме того в могилу опускали останки боевого коня, собаки, оружие, украшения, предметы Христианские памятники культуры Древней Руси Первое действительно крупное литературное произведение появляется в XI веке – это «Слово о законе и благодати» , которое написал митрополит Илларион, а в 1073 году составили первый сборник, в котором были собраны цитаты, сделал это Святослав Ярославич. Литература развивается, и образуется такой жанр – житийный. В первую очередь стоит отметить работы летописца Нестора — «Житие Феодосия Печерского» и «Сказание о Борисе и Глебе» . Первая летопись на Руси создается в первой половине XII века — «Повесть временных лет» . Затем Владимир Мономах написал «Поучение» , которое посвящал своим сыновьям В конце XII века создается самое значимое произведение, дошедшее до наших дней — «Слово о полку Игореве». Знаменательной чертой развития духовнойкультуры становится строительство храмов Софийский собор (Киев)Время создания: 1017—1037 гг.Храм посвящен Софии  — «Премудрости Божьей». Он относится к произведениям византийско-киевского зодчества. Святая София — главное культовое сооружение Киевской Руси времен Ярослава Мудрого. Спасо-Преображенский собор (Чернигов) Время создания: около 1036 г.Мстислав Владимирович заложил в Черниговском детинце Спасо-Преображенский собор. Этот пятиглавый собор выстроен по византийскому образцу, и скорее всего византийскими каменных дел мастерами. Софийский собор (Полоцк) Время создания: 1044-1066 гг.Построен при князе Всеславе Брячиславиче на территории Верхнего замка. Кладка восточной апсиды древней Софии смешанная: наряду с плитняковым кирпичом (плинфой) использован бутовый камень. Софийский собор (Новгород)Время создания: 1045—1050 гг.Построен храм по повелению новгородского князя Владимира Ярославича. У собора пять глав. Шестой купол над круглой лестницей вносил в композицию живописную асимметрию Михайловский собор Выдубецкого монастыря (Киев)Время создания: 1070—1088 В Выдубицах сын Ярослава Мудрого, основал под семейным патронатом монастырь во имя своего небесного заступника — Архангела Михаила. Михайловский собор стал княжеской усыпальницей семьи Всеволода Ярославовича. Успенский собор Киево-Печерского монастыряВремя создания: 1073—1078 гг.Собор был возведен византийскими зодчими. В 1240 году храм был поврежден монголо-татарскими ордами, в 1482 году — крымскими татарами, а в 1718 году здание сильно пострадало при огромнейшем монастырском пожаре. В 1941 году Успенский собор был взорван занимавшими Киев немецкими войсками. К 2000 году здание отстроили заново в барочных формах XVIII столетия. По всей видимости, его возводила княжеская артель. Первоначальные формы здания восстановлены П. Д. Барановским. Церковь - образец крестово-купольной одноглавой четырехстолпной постройки. Построена из кирпичей. Петропавловская церковь (Смоленск)Время создания: 1140—1150 гг.Церковь Петра и Павла — самый древний храм из сохранившихся в Смоленске. Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский)Время создания: 1152—1157 гг.Князь Юрий Долгорукий заложил Спасо-Преображенский собор в основанном им городе Переславле-Залесском. Верхнюю часть храма достраивал его сын Андрей Боголюбский. Храм сложен из тщательно обработанных белокаменных квадров. Отличительной чертой Спасского храма является минимальное применение декора. Из разных стран Западной Европы для росписи храма были приглашены мастера различных отраслей искусства. В 1185 году храм пострадал при сильнейшем и разрушительном пожаре. В 1189 году он был освящен заново Успенский собор (Владимир)Время создания: 1158-1160Собор заложен князем Андреем Боголюбским. Его золотые купола были видны издали на лесных дорогах, ведущих к стольному граду.  Золотые ворота (Владимир)Время создания: 1164 г.Первоначальная высота проездной арки достигала 15 м; в настоящее время уровень земли почти на 1,5 м выше первоначального. Ширина арки измеряется 20 греческими футами (около 5 м), что наводит на предположение о том, что памятник возводили строители из Византии. Георгиевская церковь (Старая Ладога)Время создания: 1165 г.Церковь Георгия, возможно, была построена в честь победы в 1164 году ладожан и новгородской дружины над шведами князем Святославом или посадником Захарием Михаила Архангела Свирская церковь (Смоленск)Время создания: 1180—1197 гг.Величественная церковь во имя Михаила — некогда придворный храм смоленского князя Давида Ростиславича. Она расположена на западной окраине Смоленска, на холме, возвышающемся над поймой Днепра. К сожалению, многие шедевры языческой культуры Руси утрачены, так как они были созданы из дерева, но православные храмы, в которых находятся культовые и художественные экспонаты продолжают служить добру и справедливости и в наши дни С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е