Презентация по литературе на тему Своеобразие патриотической темы в лирике М.Ю. Лермонтова. Урок в 10 классе


Своеобразие патриотической темыв лирике М.Ю.Лермонтова Своеобразие патриотической темыв лирике М.Ю.Лермонтова «Он поэт русский в душе – в нём живёт прошедшее и настоящее русской жизни». В.Г.Белинский Патриотизм Лермонтова (особенности, связанные с характером эпохи) 30-е годы 19 века: «патриотизм» православие самодержавие народность В лирике Лермонтова истинное чувство любви к отечествупротивопоставляется «казённому патриотизму» В1841 году написаны 2 стихотворения, в которыхЛермонтов наиболее полно раскрыл противоречивость,сложность своего отношения к Родине:«Прощай, немытая Россия…» и «Родина» Тема Родины проходит через всё творчество Лермонтова В раннем творчестве проявляется любовь к родной природе.Воспевая её, поэт с симпатией говорит о простом народе.Мысли о родине – мысли о свободе:…Степь раскинулась лиловой пеленой,И так она свежа, и так родня с душой,Как будто создана лишь для свободы.(«Прекрасны вы, поля земли родной») Уже в юношеских стихотворениях Лермонтов рисует картины деревенской, крестьянской России. Он вспоминает широкие сёла в утренней дымке, «кучихижин небольших», «балалайки звук народный» («Солнце», «Романс», «Два брата»). Прощай, немытая Россия,Страна рабов, страна господ,И вы, мундиры голубые,И ты, им преданный народ.Быть может, за стеной КавказаСокроюсь от твоих пашей,От их всевидящего глаза,От их всеслышащих ушей. В этих словах не только осуждение, но и боль при мысли о том, что народ тёмен, непросвещён, чторабское положение выработало в нём привычку покоряться силе. Самым ужасным в положении России поэт считает то, что в ней «огромное количество людей терпеливо страдает, а другое страдает, не сознавая этого» (из разговора со славянофилом Ю. Т. Самариным). Прощай, немытая Россия,Страна рабов, страна господ,И вы, мундиры голубые,И ты, им преданный народ.Быть может, за стеной КавказаСокроюсь от твоих пашей,От их всевидящего глаза,От их всеслышащих ушей. Не обвинение слышится здесь,а боль и досада. (у Пушкина эта боль в «Свободы сеятель пустынный…»)В стихотворении поэт ни разу не сказал слова «родина». Поэт без сожаления прощается с «официальной» Россией – темницей, где ни один человек не чувствует себя свободным и каждый может подвергнуться полицейской слежке. Николаевская Россия – это «страна рабов, страна господ». Она не вызывает любви и симпатии поэта. Отрицая официальную николаевскую Россию, поэтобращает свой взор к другой отчизне:Люблю отчизну я, но странною любовью… «У России нет прошедшего: она вся в настоящем и будущем» (последняя из записей в тетради Лермонтова) Но настоящее России не удовлетворяло поэта, а надеждына будущее были связаны с народной Россией, к ней он иобращается в стихотворении.Такая любовь должна была казаться странной в товремя, когда был провозглашён казённый патриотизм, абольшинство дворян было далеко от народа. Люблю отчизну я, но странною любовью!Не победит её рассудок мой.Ни слава, купленная кровью,Ни полный гордого доверия покой,Ни тёмной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадные мечтанья. В стихотворении нет и намёка на прославление покорности и христианской веры: отрицает воинскую славу, которой, по мнению официальных историков, обязаны царям и генералам.отрицает «покой», достигнутый в результате победоносных кампаний.отрицает «тёмную старину», как положительный идеал для России. Люблю отчизну я, но странною любовью!Не победит её рассудок мой.Ни слава, купленная кровью,Ни полный гордого доверия покой,Ни тёмной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадные мечтанья. Поэт наполняет эти понятия своим особым смыслом.Выбор слов, изобразительных средств, интонация говорят о любви: «полный гордого доверия покой», «заветные преданья». Стих звучит торжественно и мерно Но всё, о чём Лермонтов здесь пишет, было в прошлом. А мысли поэта заняты будущим России. Когда поэт думает о будущем, его надежды и«отрадные мечтанья» связаны не с войнами и «гордым покоем» государства, а с народом. Поэт рисует дорогие сердцу каждого русского человека картины и говорит олюбви к родной природе и простой сельской жизни: Но я люблю – за что не знаю сам? – Её степей холодное молчанье,Её лесов безбрежных колыханье,Разливы рек её подобные морям…Просёлочным путём люблю скакать в телеге,И, взором медленным пронзая ночи тень,Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,Дрожащие огни печальных деревень… Перед мысленным взором читателя возникает среднерусский пейзаж, с лесами, которые сменяются степями, с широкими речками, просёлочными дорогами… Но я люблю – за что не знаю сам? – Её степей холодное молчанье,Её лесов безбрежных колыханье,Разливы рек её подобные морям…Просёлочным путём люблю скакать в телеге,И, взором медленным пронзая ночи тень,Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,Дрожащие огни печальных деревень… Перед нами не мимолетный набросок, запечатлевший какое-то мгновение в жизни природы, а постепенно возникающие перед поэтом любимые картины.Мы видим именно то, что заставляет его верить: «Россия вся… в будущем». Любовь к народной России выражена в «Родине»просто и глубоко, без пышных восклицаний и патетики. Для стихотворения характерно почти полное отсутствиеметафоричности, обычной для многих произведений Лермонтова. Н.А.Добролюбов: «…удивительное стихотворение «Родина», в котором он становится выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно… Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на жизнь нельзя требовать от русского поэта» (Ст. «О степени участия народности в развитии русской литературы», 1858.) Тройка, выезжающая из деревни. Рисунок М. Ю. Лермонтова. Карандаш. 1832–1834. Многие рисунки М.Ю.Лермонтова запечатлели "просёлочную" деревенскую Россию. Пейзаж с двумя березами. Акварель М. Ю. Лермонтова. 1828–1832. Многие рисунки М.Ю.Лермонтова запечатлели "просёлочную" деревенскую Россию. Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой.Акварель М.Ю.Лермонтова. 1835. "С отрадой, многим незнакомой", Лермонтов запечатлел в этом пейзаже приметы любимой им отчизны: мельницу, неширокую речку, тройку, скачущую по просёлочной дороге, "чету белеющих берёз" на холме, дали, покрытые синеватой дымкой. Примечания:Слайд 4. «По утверждению Белинского, в стихах Лермонтова «все силы и все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия». Лермонтов своими стихами отвечает на вопросы жизни, на больные вопросы современности; «он поэт русский в душе – в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни». (Источник: Гершензон Д. Я. Лермонтов в русской критике // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. – М.: ОГИЗ; Гос. изд-во худож. лит., 1941, стр. 596.) Примечания:Слайд 7. Из дневника Ю. Ф. Самарина за 1841 г. Сочинения, т. XII, стр. 56 – 57. Его [Лермонтова] мнение о современном состоянии России: «Хуже всего не то, что известное количество людей терпеливо страдает, а то, что огромное количество страдает, не сознавая этого». (Источник: Щеголев П. Е. Книга о Лермонтове: [В 2 кн.]. – Л.: Прибой. Вып. 2. – 1929, стр. 162. Примечания:Слайд 9. В письме к Г. Гервегу Герцен о главной мысли из чернового наброска поэта: «У России нет прошедшего: она вся в настоящем и будущем...», который был посмертно напечатан в «Отечественных записках» (1844, т. XXXII). В записной книжке Лермонтова этот набросок датируется апрелем – июлем 1841 г. (Ист.: Гиллельсон М. Лермонтов в оценке Герцена // Творчество М. Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814–1964. – М.: Наука, 1964, стр. 378.) Примечания:Слайд 14. Н. А. Добролюбов в статье «О степени участия народности в развитии русской литературы» (1858) отмечал, что «Лермонтов... обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он... понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно» (Собр. соч., т. 2, 1962, с. 263). (Источник: Мануйлов В. А. «Родина»// Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.» – М.: Сов. Энцикл., 1981. – С. 469–470. (1831г) А.С.Пушкин***Изыде сеятель сеяти семена своя Свободы сеятель пустынный,Я вышел рано, до звезды;Рукою чистой и безвиннойВ порабощённые браздыБросал живительное семя – Но потерял я только время,Благие мысли и труды… Паситесь, мирные народы!Вас не разбудит чести клич.К чему стадам дары свободы?Их должно резать или стричь.Наследство их из рода в родыЯрмо с гремушками да бич. (1823) Пушкин с горечью пишет,что порабощённый народ привык к ярму и бичу,что он пока остаётся глухим к голосам, требующим свободы для него же. У Пушкина даже более резко, чем у Лермонтова, говорится о «послушном народе», как о стаде, не умеющем ценить «дары свободы».