презентация по воспитательной работе на тему« Формирование межэтнической толерантности у школьников»(7-11 классы)


« Формирование межэтнической толерантности у школьников» «Если я чем-то на тебя непохож, я этим не оскорбляю тебя, ана против, одаряю». Антуан де Сент-Экзюпери Притча — Почему ты злишься ? Не лучше ли успокоиться и простить? — спросил Учитель.— А почему я должен делать ему одолжение и прощать его, он же… — хотел было оправдаться ученик.— Прости, что перебиваю тебя,— сказал Учитель.— Позволь задать тебе два вопроса, и тогда я отвечу на все твои «как» и «почему».Ученик утвердительно кивнул.— Тебе хорошо, когда ты зол? — спросил Учитель.— Нет, конечно же,— ответил ученик.— Так кому же ты делаешь одолжение, когда благодаря незлобию, спокойствию и прощению делаешь себе хорошо?Человек хотел было что-то сказать, но, открыв рот, так и не смог произнести ни слова. Он стоял, потупив глаза в землю.— Помни, от тебя зависит, что ты выберешь, злобу или прощение, страдание или счастье. Выбор за тобой,— сказал Учитель.— Но скажите, как можно не злиться? Это же так трудно.— Ты главное пойми, что каждый раз, когда ты захочешь ударить кого-то хлыстом осуждения или обиды, первым, кого, замахиваясь, ты ударишь — будешь ты сам. В эпоху социальной нестабильности, межэтнических и вооружённых конфликтов, возникает острая необходимость в воспитании толерантно- ориентированной личности. Любому обществу необходимы очень сильные люди в моральном и психологическом отношении и уже в школьном возрасте следует ориентировать учащихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива. И научить этому детей должен, конечно, педагог. Процесс формирования толерантности зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и той среды, в которой происходит воспитание и в которой «обитает» ребёнок – его семья, и от наличия толерантности в образовательном учреждении и в социальной среде в целом. Особую актуальность проблема воспитания межэтнической толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где учатся дети из семей разных национальностей, и задача учителя , а в первую очередь классного руководителя не допускать ситуаций, когда проявляется неравенство детей в их правах и обязанностях. Различие национально- этнических особенностей, а также специфика семейного уклада, накладывают определённый отпечаток на поведение и взаимоотношения детей с окружающими. В этих условиях работы необходимо сближать интересы учащихся различных национальностей. Педагогу постоянно необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия. Проявлять толерантность – это значит уметь относиться к окружающим так, как хотелось бы, чтобы они относились к нам. Наибольший акцент следует сделать на подростковом возрасте, т.к. именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. В этом возрасте формируется мировоззренческая картина подростка и всё, что он впитывает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе. Именно в этот период начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомлённость, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность на защиту любого человека, независимо от его национальности. методы, которые направлены на формирование межэтнической толерантности у школьников Метод убеждения используется при воздействии на интеллектуальную сферу. Развитием метода убеждения является самоубеждение. Метод внушения применяется при воздействии на эмоциональную сферу ребёнка. Метод стимулирования один из способов воздействия на мотивационную сферу, в основе которого лежит формирование у детей осознанных убеждений их жизнедеятельности. В результате стимулирования толерантного поведения формируется устойчивая мотивация терпимого отношения к людям, блокирующая агрессивные поступки детей. Метод коррекции поведения используется для воздействия на сферу саморегуляции и направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребёнок внесёт изменения в своё поведение в отношениях с людьми. Коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, ребёнок часто может сам изменить своё поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием. Метод воспитывающей ситуации – это метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях, т.е. в ситуациях, в которых ребёнок ставится перед необходимостью решить проблему выбора способа отношений с другими людьми. Метод социальной пробы (испытания) как метод самовоспитания реализуется при создании условий для возникновения ситуаций и условий для самостоятельного её решения. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определённая толерантная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Метод рефлексии формирует сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботе о красоте тела, речи, души, понимания самого себя. Эта сфера помогает человеку вступать в определённые отношения с другими людьми. Она характеризуется умением человека управлять своими отношениями. Человек, ненавидящийдругой народ, не любит и свой собственный. Николай Добролюбов, русский критик (1836 — 1861)