Презентация для учителей русского языка и литературы «Использование Интернет-ресурсов при изучении литературы»


Использование Интернет-ресурсов при изучении литературы (в свете требований ФГОС)(на примере первого и заключительного уроков по творчеству Г.Х. Андерсена. 5 класс) Клип на песню «Сказки гуляют по свету…» Первый урок можно начать с просмотра клипа «Сказки гуляют по свету», чтобы создать у учащихся нужный эмоциональный настрой. Викторина «Знаешь ли ты сказки Андерсена?» Викторина «Знаешь ли ты сказки Андерсена?» В начале первого урока по творчеству Г.Х. Андерсена рекомендуется провести викторину по произведениям великого датского сказочника. В начальной школе дети уже читали несколько сказок писателя, поэтому материал презентаций (в Интернете достаточно много электронных викторин – три из них я указала, созданных как в слайдовой, так и в видеоформе) позволит пятиклассникам вспомнить прочитанные книги, а учителю – выявить уровень начитанности класса. Жизнь и творчество Г.Х. Андерсена Второй этап первого урока – это небольшая лекция (рассказ) учителя о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена, «величайшего мастера изумлять людей полётом воображения».Презентация «Г.Х. Андерсен» позволит учащимся не только услышать о сказочнике, но и увидеть писателя его собственными глазами и глазами окружающих его людей. Дети узнают, каким он был в жизни и какой была эта жизнь («жизнь без любви»), как к нему приходило вдохновение, поймут, что Андерсеном владела чудесная сила воображения, которая помогала ему замечать в самых обычных вещах необыкновенное.После рассказа учителя с детьми рекомендуется провести беседу на выявление уровня усвоения материала, уделив особое внимание чувству сопереживания.Затем ученикам может быть предложено задание обучающего характера: заполнить простейшую таблицу «Жизнь и творчество Андерсена». Использование этих Интернет-ресурсов способствовало формированию следующих УУД у учащихся: 1. Личностных: - понимания основных моральных норм: правдивости, честности, взаимопомощи - развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей; - развития познавательных интересов, учебной мотивации; - самоопределения внутренней позиции школьника (развития чувства сопереживания).2. Предметных: - систематизации знаний фактов биографии писателя при просмотре презентации; - интерпретации полученных знаний; умения высказать свою точку зрения; - осознания значимости чтения для личного развития; - формирования потребности в систематическом чтении.3. Метапредметных: - умения слушать, слышать и понимать услышанное; - освоения способов решения различных учебных задач; - умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; - умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Заключительный урок по творчеству Г.Х. Андерсена Особенности сказок Г.Х. Андерсена На заключительном уроке рекомендуется ещё раз обратиться к книгам Г.Х. Андерсена, но теперь изученные сказки рассматриваются с научной точки зрения: дети, уже владеющие теоретическими знаниями об особенностях фольклорных произведений, знающие об отличии литературных сказок от народных, учатся сопоставлять и обобщать, анализируют отрывки из разных сказок (презентация «Великий датский сказочник Г.Х. Андерсен») и записывают выводы в сводную таблицу (см. следующий слайд), а затем, воспользовавшись слайдами из той же презентации, проверяют свои выводы. 5. Изобразительно-выразительные средства 4. Строение сказок (зачины, концовки, троекратные повторы) 3. Место времени и действия 2. Сказочные герои 1. Виды сказок Сказки Г.Х. Андерсена Фольклорная сказка Ключевые моменты Использование этого Интернет-ресурса способствовало формированию следующих УУД у учащихся: 1. Личностных: - осознания учениками метода собственной познавательной деятельности и лично для себя значимых достигнутых результатов; - формирования положительной мотивации к учению и познанию. 2. Предметных: - систематизации имеющихся знаний при просмотре презентации; - интерпретации полученных знаний; - умения высказать свою точку зрения; - овладения предметными понятиями и литературной терминологией.3. Метапредметных: - освоения способов решения проблем поискового характера;- овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза; - формирования уважительного отношения к иному мнению;- развития навыков сотрудничества во время коллективной деятельности; - умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Голдаевская Валентина Анатольевна,учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО № 1499 СВАО г. Москвы