Механизмы и условия эффективного введения ФГОС обучающихся с ОВЗ


Механизмы и условия эффективного введения ФГОС обучающихся с ОВЗ Кто-то, когда-то, должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое – трудные дети?Вечный вопрос и больной как нарыв...Вот он сидит перед нами, глядите,Сжался пружиной, отчаялся он,С миром оборваны тонкие нити,Словно стена без дверей и окон.Вот они, главные истины эти:Поздно заметили... Поздно учли…Нет! Не рождаются трудные дети!Просто им вовремя не помогли.   «Мы не навязываем детям знаний, не навязываем и работ.Мы основываемся на проявившемся у ребенка интересе,расширяем, углубляем этот интерес и от него ведемребенка дальше к смежным областям знаний…»(Учёный, педагог, дефектолог Л.С. Выготский) Актуальность проблемыДоля здоровых новорожденных за последние годы снизилась с 48% до 26%74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья.До 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение ЦНС).Не более 10% детей дошкольного возраста и 4% детей подросткового возраста абсолютно здоровы. «МЕХАНИЗМ» (философ.энциклопедия) - система движений или событий, а также устройство или приспособление, в котором и посредством которого совершаются эти движения, определяемые законами природы.  «УСЛОВИЯ»(толковый словарь рус.яз.)- обстановка, в к-рой происходит, осуществляется что-н.
Можно представить всю совокупность условий в виде «матрешки», где каждый из предыдущих «уровней» условий включается-проявляется в последующихИндивидуально ориентированные образовательные условияЧастноспецефические условияОбщеспецифические условияСпециальные образовательные условия (общие) При создании индивидуально ориентированных условийреализации образовательного процесса для конкретного ребенка с какими-либо ОВЗ и особыми потребностями «проявляется» вся общая спецификация образовательных условий, которая каждый раз должна быть модифицирована, индивидуализирована в соответствии возможностями и особенностями данного ребенка ТРЕБОВАНИЯ, устанавливаемые ФГОСТребования к структуре и объёму образовательных программ для обучающихся с ОВЗ; Требования к условиям реализации программ; Требования к результатам освоения программ детьми с ОВЗ. Основными механизмамидостижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются: Проектированиеобразовательного процессав каждой школе;Проектирование адаптированных основных образовательных Программ (АООП) для обучающихся с ОВЗ. Организационно-педагогические условия введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ1.Наличие в ОУ службы сопровождения: психолого-педагогический консилиум (ППК).2. Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе.3. Наличие подготовленных педагогических кадров. Требования к условиям введения ФГОС для обучающихся с ОВЗкадровые условияналичие квалификационной категории повышение квалификации один раз в три годафинансовые условия норматив финансирования не зависит от количества учебных часов и дней в неделюматериально-технические условияфункциональный подход к определению условий введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры информационная среда образовательного учреждения (ИОС) В школе 217 обучающихся, из них 68 обучающихся с ОВЗ (31%), из них 15 инвалидовКатегории детей с ОВЗ дети с нарушениями зрения - 3 чел. дети с нарушениями слуха – 4 чел. дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)-1чел. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) - 3 чел.дети с задержкой психического развития (ЗПР) - 12 чел. дети с нарушением интеллекта– 49 чел. – 5 кл. (У/О) дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) - 3 чел. КАДРОВЫЙ СОСТАВ – 24 педагогаВысшее образование- 15 чел. (60 %)Из них проходят переподготовку- 2 чел. (8%) Желябовская А.П., Наумова О.Ю.Среднее профессиональное-9 чел. (36%)Из них получают высшее образование (обучаются заочно)-5 чел. (20%) Риферт О.П., Егорова З.В., Сугатова А.А., Мирошниченко М.Н., Марушкина И.А. Квалификационная категория:Высшая-0 чел. (0%);  Первая-9 чел. (36%);  Соответствие занимаемой  должности-5(20%)Не имеют-11 (44 %)     КАДРОВЫЙ СОСТАВШтатное расписаниеДиректор – 1 ст.Заместитель директора по УВР - 1ст.Социальный педагог - 1ст.Педагог-психолог 0,5 ст.Учитель-логопед – 0,5 ст.Педагог доп.образования – 0,5 ст. (9 часов)Библиотекарь – 0,5 ст.Дефектолог – 0 ст.Тьютор – 0 ст. ПЕРЕПОДГОТОВКА В ОБЛАСТИ коррекционной педагогики7 учителей (2013г.) имеют и 1 учитель проходит2-х годичную Профессиональную переподготовку по программе «Коррекционо-педагогическая работа с детьми с интеллектуальными нарушениями», ХакИРО и ПКДиректор, заместитель директора по УВР, психолог в 2013г. прошли краткосрочные проблемные курсы МГПУ в г. Красноярске «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных ОУ», 36ч.5 учителей имеют дополнительное высшее образование по специальности «Педагог-психолог» . Работа психологаЕгорова Зинаида Валерьевна - работает второй год педагогом-психологом (0,5 ст.) и учителем-логопедом (0,5ст.). Получает в/о в ХГУ по специальности учитель-логопед, проходит переподготовку по спец. Педагог-психолог (Учебно-методический портал изд. «Учитель») Социальный педагогМарушкина Ирина Анатольевна – работает второй год. Окончила Минусинский педколледж. Имеет специализацию "Преподавание в начальных классах" с дополнительной подготовкой в области коррекционного образования. Получает в/о в Алтайском ГПУ, специальности «Социальная психология в образовании». Учителя Подготовка кадров для работы с обучающимися с ОВЗ.ХакИРО и ПК, 2015г. 21 педагог прошли обучение по программе «Методическое сопровождение деятельности педагогических работников педагог специальной (коррекционной школы) школы» Проблема в организационном обеспечении ОУПути решения проблемы: Приведение в соответствие с действующим законодательством локальных актов ОУ (ДЕФИЦИТ ВРЕМЕНИ И КАДРОВ)Организация медицинского обслуживания (введение в штатное расписание ОУ медицинского работника)Организация бесплатного питания 100% обучающихся ОУ (Создание муниципальной Программы «Бесплатное питание»)Организация взаимодействия с родителями (Создание консультационных пунктов в ОУ)Организация взаимодействия со СКОУ (сетевое взаимодействие с СКОУ г. Черногорска)Организация взаимодействия с МСЭ (г. Абакана)Организация взаимодействия с ПМПК ( г. Абакана)Организация взаимодействия с органами социальной защиты (УСПН г. Сорска) Пути решения проблемы: Обновление информационного обеспечения ОУ(обновление компьютерной техники, создание базы данных детей с ОВЗ, работа с ООО «Ростелеком» по определению технической возможности и увеличения скорости интернет- трафика, обновление программных продуктов, компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ с применением ИКТ) Проблема в материально-техническом обеспеченииПути решения проблемы: Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.) РЕМОНТ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ЗАМЕНА ОКОН, РЕМОНТ В СТОЛОВОЙ, ЗАМЕНА ПОЛОВОГО ПОКРЫТИЯ В КАБИНЕТАХ И ОБНОВЛЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ Создание беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры образовательного учреждения. ЭЛЕКТРОПОДЪЕМНИКИ, ПОРУЧНИУлучшение санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.) РЕМОНТ САНУЗЛОВ по Программе «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»Обновление социально-бытовых условий (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т. д.); НОВАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕБЕЛЬ Соблюдение пожарной и электробезопасности, безопасности детей с ОВЗ (наличие охранника, замена электропроводки, установление датчиков задымления в кабинетах ОУ) Проблемы в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗПути решения проблемы: Необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа. Для этого надо предусмотреть:• в штатном расписании или по договору специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем; • организовать деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработку Индивидуальной образовательной программы; • организовать в соответствии с разработанной Программой процесс сопровождения детей; • должно быть организовано привлечение специалистов психолого- педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса. Проблемы в кадровом обеспеченииПути решения проблемы:укомплектованность педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; (Наличие психологического образования руководителей ОУ)уровень квалификации педагогических и иных работников ОУ в области образования детей с ОВЗ; (Специалисты высшей и 1 кв.категории, наличие специального образования)непрерывность профессионального развития педагогических работников ОУ в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии; (Курсы, семинары, выступления и обобщение опыта)включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ I—VIII видов и ОУ общего типа. (Заключение Договоров взаимодействия, обмен опытом) ВЫВОДЫ:В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия общеобразовательных, специальных (коррекционных) и научных учреждений, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной финансовой и методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации АООП для детей с ОВЗ, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики. ВЫВОД:Основным механизмом создания специальных условий является деятельность администрации и работа междисциплинарной команды высококвалифицированных педагогов Наши Проблемывведения в ФГОС с ОВЗНедостаток штатных единиц ОУ для организации введения ФГОС для обучающихся с ОВЗПути решения проблемы:Необходимо: Введение в штатное расписание дополнительных специалистов - дефектолог;- тифлопедагог; - тьюторВведение дополнительных ставок- заместитель директора по УВР (1 ст.)педагог-психолог (1 ст.)учитель-логопед (1 ст.) Недостаток специального оборудования и специальных методик для обучающихся с ОВЗНеобходимо:Приобретение специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии) Наши Проблемы введения в ФГОС с ОВЗ Наши Проблемывведения в ФГОС с ОВЗНЕДОСТАТОК ФИНАНСИРОВАНИЯ!!!НЕОБХОДИМО:Повышение нормативов и УВЕЛИЧЕНИЕ ЛИМИТОВ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОУ за счет федеральных ирегиональных средств (Программ).НЕТ ДЕНЕГ!!!НЕТ ОБРАЗОВАНИЯ!!! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!Поздравляю ВАС с Днем Знаний!Всем творческих успехов!