Презентация опыта работы «Использование ИКТ как средство формирования познавательного интереса младших школьников»


Шевчук Наталья Петровнаучитель начальных классовМБОУ « СОШ №3 »г. КрасноперекопскаМоё кредо: «Работа - лучший способ наслаждаться жизнью» И.КантПедагогический стаж – 14 летВ данном учреждении – 3,5 годаОбразование – высшее Первая квалификационная категория








Педагогический опыт на тему: «Использование ИКТкак средство формирования познавательного интереса младших школьников»Современный ребёнок - живёт в мире электронной культуры



Работая в начальной школе, я обратила внимание на то, что объем информации, который обрушивается на учеников начальных классов, во много раз превышает объем, который приходился на их ровесников еще два десятка лет тому назад.  Информационные навыки уже прочно входят в их менталитет:  они ловко управляются с различными электронными устройствами, практически не читая пособия и руководства. Всевозможные плееры, мобильные телефоны стали  неотъемлемой частью их экипировки. Надо помнить и о качественном составе информации, которая не всегда может стать «сырьем» для формирования знаний. Поэтому основная задача информатизации образовательного процесса в начальной школе – это управление информационным потоком, который принимает на себя ученик, его иерархизация, структурирование и комбинирование. Условия возникновения и становления педагогического опыта



Высказывание академика А. П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяю-щим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстри-рованного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Именно поэтому информационно- компьютерные технологии стали предметом моего исследования.Актуальность педагогического опыта

Значительный вклад в разработку применения информационных технологий в обучении младших школьников внесли В.И. Варченко, А.А. Витуховская, С.П. Первин, A.B. Горячев, В.В. Давыдов, A.A. Кузнецов, К. Маклин, Ю.А., Первин . Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств. Это качество уже позволяет говорить (в совокупности) о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно – компьютерных средств.

Работая над темой своего опыта был проведён анализ учебно-программной документации, психолого-педагогической и методической литературы, изучался уровень сформированности компонентов учебной деятельности у учащихся класса, а также виды медиауроков, выявлены предъявляемые к ним требования. Проанализирован опыт работы учителей по разработке и внедрению в учебный процесс информационных технологий, найдены подходы к решению поставленной проблемы. Полученный материал позволил определить основные цели и задачи дальнейшей работы.



Цель работы: создать условия, способст-вующие максимальному развитию компонентов учебной деятельности учащихся младших классов посредством применения ИКТ. Задачи: - активизировать образовательный процесс путем включения в него ИКТ;- формировать способности учащихся к организации своей учебной деятельности, развивать универсальные учебные действия (мотивы, целеполагание, планиро-вание, контроль и оценку);- использовать возможности среды MS Power Point для создания мультимедийного сопровождения уроков в начальной школе;- раскрыть возможности применения ИКТ при обучении детей в начальной школе;- использовать разнообразные творческие задания, способствующие развитию учебной деятельности.
Технология педагогического опыта Ведущая педагогическая идея моего опыта – активизация учебной деятельности младших школьников, развитие общеучебных умений и навыков, необходимых для качественного усвоения учащимися программных требований, самостоятельности в учебной деятельности через информационно-коммуникационные технологии. Новизна опыта заключается в том, что определены педагогические условия, способствующие эффективному развитию компонентов учебной деятельности учащихся младших классов; разработана технология реализации выявленных условий; разработаны и апробированы задания, способствующие развитию умения учиться на уроках.

В своей работе я удачно использую следующие компьютерные программы: Word, Internet Explorer , но чаще всего в своей работе использую программу POWER POINT. При помощи компьютерных презентаций, созданных в этой программе, я конструирую любые уроки в соответствии со своими потребностями и логикой построения конкретного урока для конкретного класса. Результативность опыта



Я участвую в методических объединениях, педсоветах, « круглых столах» Мои коллеги видят, что учебные занятия с использованием информационных технологий имеют огромные преимущества:- они повышают информационную насыщенность урока; - подача материала за счёт звука и движения становится наглядной;- его красочность создаёт яркий запоминающийся образ, пробуждающий чувства детей;- за счёт размещения различных картинок, эффектов анимации, вставок видеофрагментов, использование звуковых эффектов позволяет повысить познавательный интерес учащихся к уроку; - происходит ускорение темпа урока на 10% - 15%.


Компьютер используется мною на всех этапах обучения. На этапе объяснения нового материала мне оказывает неоценимую помощь при демонстрации наглядного материала компьютерная техника. Проецируя картины, фотографии, печатный материал через телевизор на большой экран, я вижу, как дети воспринимают этот материал с большим интересом, могу акцентировать внимание детей на деталях, чем добиваюсь лучшего усвоения нового материала.






При самостоятельной работе весьма эффективно использование как DVD/CD дисков, которые представляют довольно богатый учебный материал, так и учебных игр. Они помогают привлечь внимание детей, вызвать интерес к учебной деятельности. На этапе обобщения и закрепления материала я удачно использую компьютерные кроссворды, тесты, тренажёры и игры.



Контроль знаний также осуществляю с помощью ПК. Для этого использую методический комплекс «Проверь себя», который предоставляет широкие возможности для самоконтроля, позволяет быстро и качественно проверить знания детей по любой теме из курса русского языка и математики. Работа над этой темой важна для меня ещё и тем, что она открывает большие перспективы. При помощи компьютерных презентаций, созданных в программе POWER POINT, я конструирую любые уроки в соответствии со своими потребностями и логикой построения конкретного урока для конкретного класса.





Результаты моей работы таковы: все дети активны и заинтересованы на уроках. Запоминание учебного материала идёт более прочно и осознанно. Очень высока познавательная активность детей. Моих учеников отличает самостоятельность, умение слушать. Это вы можете увидеть на диаграммах, которые составлены по результатам диагностики проведённой нашим школьным психологом

ТрудоемкостьДанный опыт работы может использоваться не только при обучении учащихся начальных классов, но и в процессе изучения других предметов.Используя данную технологию получить устойчивые поло-жительные результаты можно при раскрывать плодотворность многоаспектного изучения процессов и ограниченность одностороннего подхода; Доступность опытаДоступность данного опыта проявляется в том, что он может быть успешно использован учителями начальных общеобра-зовательных школ и студентами-практикантами педагогических ВУЗов, молодыми специалистами.Путь к самосовершенству: Серия открытых уроков и воспитательных мероприятий. Распространение своего опыта работы через городское методическое объединений учителей начальных классов, школьное методическое объединение, педагогические советы, школьный сайт, собственный учительский сайт. Участие в городских, республиканских и всероссийских конкурсах.




ПАМЯТЬ ВНИМАНИЕ


Вывод Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, необходимость. ИКТ позволяет показать любой процесс, происходящий в природе, в развитии, в действии; наглядно отобразить объекты, изучаемые на уроке, показать необходимые географические координаты на картах и многое другое. В рамках одного урока учитель имеет возможность использовать и видеофрагменты и музыкальный ряд, иллюстрации и репродукции. Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить материал, но и учителю творчески развиваться.



Для учителя компьютер -  это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.  Спасибо за внимание!



Литература1.Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде «за» и «против» [текст]/ Г.М. Будунов.- М.: Аркти, 2006.- с 1922. Воробьёва О.Я. Коммуникативные технологии обучения [текст]/О.Я.Воробьёва.-Волгоград:Учитель,20083. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [текст]/Г.К.Селевко.-М.: Народное образование,19984. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий/Т.Е.Соколова// Начальная школа.-2004.-№3.-С.21-23.5. Суворова, Г.Ф. Средства обучения и методика их использования в начальной школе/Г.Ф. Суворова, Я.В. Владимирова, А.В. Поляков.-М.: Просвещение, 1990.-160с.6. Павлова, С.И. Информационно-технические средства обучения в начальной школе/С.И. Павлова// Начальная школа.-2001.-№4.-С.110-112.7. Ярославцева Е.И. Человек в цифровом мире: компенсаторные возможности интерактивных технологий. http://inot.rsuh.ru/news.html?id=79793. 2009.8. Цветанова-Чурукова Л.З. Информационные технологии.// Начальная школа.- 2008-№8, С. 84-88