Презентация по теме Игровые технологии как средство повышения интереса к изучению русского языка во внеурочной деятельности


«Игровые технологии как средство повышения интересак изучению русского языка во внеурочной деятельности»  Выполнила: Сергеева Т.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ № 4 г.о. Новокуйбышевск Самарской области «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.Сухомлинский Обоснование актуальности опыта, его практическая значимость.В настоящее время в связи с переходом на ФГОС второго поколения особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады, чемпионаты. Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствиям социальным нормам.Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка и во внеурочной деятельности. Цель: формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.Задачи: совершенствовать коммуникативную культуру учащихся; выявлять и поддерживать лингвистически одаренных детей;развивать и совершенствовать мыслительные операции, психологические качества личности (любознательность, инициативность, трудолюбие, волю) и творческий потенциал; воспитывать любовь и уважение к родному языку, интерес к чтению литературы.  Отличительные особенности программыДанная программа рассчитана на детей 10-12 лет (пятиклассников). Срок ее реализации - 1 год. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеурочными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому Планируемые результаты : Базовый уровень. В ходе реализации данной программы обучающиеся смогут научиться пользоваться не менее двумя источниками справочной литературы; научатся строить лингвистическое высказывание не менее чем из 3-5 предложений;приводить не менее двух предположений объяснения того или иного языкового явления Повышенный уровень. Обучающиеся получат возможность научиться определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения; обогатят словарный запас и грамматический строй речи ; научатся анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться 3-5 видами лингвистических словарей.Обучающиеся получат возможность применить полученные знания и умения в практической деятельности - участвовать в школьных, окружных, региональных и всероссийских (очных и заочных олимпиадах). Что такое игра?Игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. (Толковый словарь С.И. Ожегова) Педагогическая игра обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения, соответствующим ей педагогическим результатом и характеризуется учебно-познавательной направленностью. (По теории развития познавательного интереса Т.И. Щукиной и теории активизации учебной деятельности школьников Т.И Шамовой) Игровые технологии используются для решения следующих задач:- активизация познавательного интереса;- развитие коммуникабельности;- создание условий для творческого самовыражения;- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;- конструктивное общение в составе социальной группы;- создание позитивного психологического климата в коллективе Игровые технологии – самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению. Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, любознательность, вырабатывает учение быстро ориентироваться, находить правильные решения, создает ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление помочь своей команде. Новизна.Данная технология интересна мне самой, и это побуждает меня придумывать больше интересных и разнообразных игр при изучении конкретных разделов лингвистики. Игры можно классифицировать по-разному. Классификация игр, основанная на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики. Это фонетические игры, лексико-фразеологические, игры по морфемике и словообразованию, синтаксические.(Такую классификацию предлагает Л.В. Петрановская) Раздел «Фонетика»различение твердых и мягких согласных звуков игра «Соберем букет».Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук. ( Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик) Прочитайте стихотворения В.Суслова и отгадайте, кто какие звуки не выговаривает.Мимо сада не спешаШли четыре малыша.-Поигаем, что-ли в пятки?-Луссе в мясик на плоссятке?- Вот пвидумав! Под говоюВучше в вунки поигвать! «В пятки?»«В вунки?»Что такое?Ничего не разобрать? Ответ: первый малыш не выговаривает «р», второй – шипящие звуки, а для третьего трудны «р» и «л» Все парные по глухости- звонкости звуки заменены на свои пары, буква «л» заменяется на «р», «м» на «н» и наоборот. Гласные А, У, О заменяются на Я, Ю, Е и наоборот.(Такие игры учат мыслить, сопоставлять, развивают языковое чутье, фонематический слух.) Графика. Алфавит- Из названий каких двух букв можно приготовить пищу? ( «К» и «Ш»)- Названия каких двух букв составляют целую эпоху? ( «Р» и «А»)- В каких словах по СТО согласных? ( СТОл, СТОн, СТОй, СТОп)- Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)- Есть в реке и в озере, а в воде нет; есть в огурце и арбузе, а в дыне нет. Что это?( «Р»)- Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? («И») Лексические игры (при изучении омонимов детям нравится отгадывать загадки)  Право, я прическа – чудо.Заплести меня не худо.И на лугу с шипеньем острымУправляюсь с сенокосом. (коса)  Я и шуба длинная до пят,И в фигурном катанье меняВсякий увидеть рад. (тулуп)  Я и приправа хорошая к столуИ в цель могу пустить певучую стрелу. (лук) (Таким образом у ребят в игровой форме формируется умение определять лексическое значение омонимов) ФразеологияИгра «Собери фразеологизмы» Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова шесть фразеологических единиц. Соберите их за одну минуту.  Куда Макар телят не гонял.Гусь свинье не товарищ.У него язык без костей.Семь пятниц на неделе.Из огня да в полымя.Как в воду канул. «Перевертыши» или «Шифровальщики» (строчки из стихотворений, названия сказок, книг)Ваша Маша тихо смеется. ( Наша Таня громко плачет)Ты ненавидишь мою коровку. ( Я люблю свою лошадку)Король под фасолью. (Принцесса на горошине)Падающий деревянный генерал.( Стойкий оловянный солдатик)Пес без босоножек.( Кот в сапогах)Великолепный индюк. ( Гадкий утенок)Квадратик. ( Колобок.Синяя бейсболка. (Красная шапочка)Солнечный принц.( Снежная королева)  «Угадай-ка». Игра с подсказкамиЖивет в море…. Бывает на эстраде… Видна в ночном небе… (звезда). Был такой композитор… Растет на дереве…. Выпал из тетради… (лист(Лист)) Ее можно брать… У всех она своя… Самая большая у Эвереста … (высота)Бывает толстый и тонкий… Бывает научный и детский… Есть такой… (журнал «Крокодил») «Морфемика». « Словообразование». « Ромашка».(Образуйте и запишите однокоренные слова , прибавляя к ним приставки)ДО-ПЕРЕ-ИЗ-РАЗ-ОТ-ПОД-НА-ВЫ-- УЧИТЬ- работать Игра «Третий лишний». Найдите лишнее слово, обоснуйте свой выбор.Желток, железо, желтыйНосильщик, нос, носатыйЧасовщик, часть, часПечурка, печать, печкаЦиркуль, цирк, циркач «Синтаксис» игра «Серпантин одной фразы». (отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения) Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.Например:1-й - Я читаю книгу.2-й – Я читаю интересную книгу.3-й - Я читаю интересную книгу по вечерам. 4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие. Возможность применения опыта другими педагогами. Предлагаемые методические приемы могут быть использованы педагогами разных специализаций: логопедами, воспитателями детских садов, учителями начальных классов, педагогами коррекционных школРезультативность. Увеличилось число участников и призеры очных и заочных олимпиад и конкурсов   Дидактическое сопровождение.1. Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М., 1963.2. Горшков А. И. История русского литературного языка. – М.: Высш. шк., 1969.3. Иванов В. В., Потиха 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.4. Иванова В. А., Потиха 3. А., Розенталъ Д. Э. Занимательно о русском языке. – М.: Просвещение, 1990.5. Панов М. В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 1984.6. Подгаецкая И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение, 1985.         Если игра не ради игры, а осмысленный учителем методический прием обучения грамотности, если, играя, дети обогащают себя знаниями, совершенствуют навыки и умения, преодолевая игровые трудности, - это не потерянное время, что полностью подтверждается словами В. Сухомлинского, вынесенными в эпиграф.Спасибо за внимание!