Презентация на тему Готовность ребёнка к обучению в школе


Готовность ребёнка к обучению в школе Личностная готовностьЛичностная готовность включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.Эта личностная готовность выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Личностная готовностьЛичностная готовность также предполагает определённый уровень развития эмоциональной сферы ребёнка. К началу школьного обучения у ребёнка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности. Наличие внутренней позицииНаличие внутренней позиции школьника проявляет ярко положительное отношение к школьно– учебной деятельности в целом и, особенно, к тем её сторонам, которые непосредственно связаны с учением. Формируется внутренняя позиция школьника в детском саду и в семье. Отношение к себеЛичностная готовность к школе включает также определённое отношение к себе.Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребёнка к своим способностям, результатам работы, поведению, т. е. определённый уровень развития самосознания. О личностной готовности ребёнка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы со взрослым. Интеллектуальная готовность Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребёнка должна быть определённая широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Интеллектуальная готовностьДифференцированное восприятие;Аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);Рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);Логическое запоминание;Интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий;Овладение на слух разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов;Развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций. Интеллектуальная готовностьВажная примета интеллектуальной готовности к школе не просто разрозненные знания, представления о предметах, их свойствах, а, прежде всего, умение увидеть связи, закономерности, желание ребёнка понять, что, отчего и почему. Социально-психологическая готовностьСоциально-психологическая готовность к школьному обучению включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, взрослыми, учителями. Ребёнок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Социально-психологическая готовностьВзрослые продолжают оставаться постоянным притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребёнка. Это порождает у детей потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми,- словом, всему образу жизни взрослых людей. Физиологическое развитиеФизиологическое развитие ребёнка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребёнка и состоянием его здоровья. Физиологическое развитиеКритерии физиологической готовности детей к обучению в школе:Уровень физического развития.Уровень биологического развития.Состояние здоровья. Физиологическое развитиеРебёнок должен быть достаточно хорошо физически развит (т. е. все параметры его развития не имеют отрицательных отклонений от нормы и даже иногда несколько опережают её). Следует также отметить успехи в усвоении движений, появление полезных двигательных качеств (ловкость, быстрота, точность и др.), развитие грудной клетки, мелкой мускулатуры пальцев рук. Физиологическое развитиеДостаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закалённости и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками. Физиологическое развитиеЕсли у ребёнка есть особые проблемы, связанные с ослабленным зрением, слухом, логопедией, нарушением моторики, требуется консультация специалиста, которая поможет родителям определиться со сроками поступления ребёнка в школу и с выбором учебного заведения. Готовность ребёнка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребёнка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности. Готовность – это определённый уровень психического развития человека.Готовность – это не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Каждая новая ступень жизни от человека требует определённой готовности - готовность включаться в ролевые игры, готовности ехать в лагерь без родителей, готовности обучаться в ВУЗе.Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил этап предыдущий. Естественно, за счёт тех видов деятельности, которые должны были бы соответствовать их возрасту. готовностьЧтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно тренировать заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют.Это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно. готовностьРебёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать её.Уметь выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую.Проявление у ребёнка специфической самооценки. Умение выделять себя из окружающей действительности в качестве субъектов деятельности.Ребёнка интересует процессуальная сторона деятельности. Он умеет рефлекировать способы своей деятельности. Это важно знатьОдин и тот же ребёнок в разном окружении может проявлять разную степень коллективистической направленности. Это в какой-то степени объясняет неодинаковое поведение детей дома и в детском саду. Многим знакома ситуация, когда «на людях» ребёнок вежлив, исполнителен, с радостью выполняет поручения воспитателя, значимые для всей группы, а дома грубит, не прислушивается к советам, просьбам взрослых, требует исполнения всех своих желаний. Как объяснить такое поведение? Это важно знатьВ детском саду ребёнок почувствовал значимость общества сверстников для него: его интересы удовлетворяются только тогда, когда он сам считается с интересами группы. А дома малыш привык к тому, что свою значимость для членов семьи ему не надо «завоёвывать», не нужно самоутверждаться, потому что всё и так подчинено удовлетворению его потребностей и интересов, все и так уверены в его уникальности и непревзойдённости. В результате постепенно формируется направленность на себя, которую трудно преодолеть с годами. Особенно направленность на себя свойственна детям, не посещающим детский сад и не привыкшим соотносить свои желания с желаниями группы, коллектива. Это важно знатьДевочки по всем психофизиологическим законам созревают раньше, чем мальчики. Они более социально-адаптивны и усидчивы. Мальчики созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо медленнее. Им нужно дольше играть, чем девочкам. Это важно знатьЛюбознательность ребёнка – один из лучших и эффективных «инструментов» его обучения.«Отмахиваться» от детских вопросов – значит подавлять «пытливость его ума», а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться. И в результате дети, на чьи вопросы в своё время не отвечали родители, начинают потихоньку отставать в учёбе. Особенно, если их любознательность (особенно ту, которая вроде бы к школьным знаниям не относится) так и продолжают подавлять. Это важно знатьНе отгораживайте ребёнка от вашей окружающей взрослой жизни.Скажем, если вы периодически берёте ребёнка хотя бы в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоит 6 – 7 рублей, то сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему 10 рублей и разрешит купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить – вот, написаны названия, пусть назовёт хотя бы три первые буквы?..Таким образом, ребёнок научится читать, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе – чтобы ребёнок не просто «выпаливал» заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен думать. Готовы ли родители к школе?Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками.Сдерживать свои эмоции, не кричать, не обижать, не унижать, не наказывать без причины.Не сравнивать своего ребёнка с другими.Быть щедрым на похвалу за достигнутые успехи.Всегда встречать ребёнка из школы с улыбкой. Терпения, удачи, успехов!