Проект по литературе Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание личностно — ориентированной ситуации на уроках литературы.


Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание личностно – ориентированной ситуации на уроках литературы Из опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории МКОУ Глазуновской СОШ Кузнецовой Татьяны Петровны Личностно – ориентированная ситуация как структурный компонент личностно – ориентированного, развивающего обучения «Учитель должен сам составлять «режиссуру» урока». И.С. Якиманская Создание личностно ориентированных ситуаций заключается в выработке индивидуальных смыслов и обмене ими в рамках учебного взаимодействия на уроке. Одна из целей урока – создание ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять избирательность в способах работы. Цели проекта предложить способы использования личностно – ориентированной ситуации в обучении на уроках литературы; проиллюстрировать возможности нетрадиционных методов при создании личностно – ориентированной ситуации; выделить приёмы учебной работы в данных ситуациях с учётом их функций в личностном развитии; Специфика методов личностно – ориентированной ситуации Метод экспрессии в творческой ситуацииМетод чтения вслух Метод интроспективного анализа Метод развития творческого самочувствияМетод творческого самовыраженияМетод дискуссии Метод экспрессии в творческой ситуации «Построение» атмосферы доверия Создание определённого настроения и состояния Рефлексия. «Я хотела, чтобы вы подумали...»Разговор: поделитесь впечатлениями...Движения под музыку (если возможно)Выражение чувств через ситуацию Урок в VIII классе при изучении рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Цели урока: 1) показать, как используются экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Толстого «После бала»; 2) показать, как работают данные конструкции в художественном произведении для выражения авторской идеи; ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КОЛЛЕКТИВНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВОССТАНОВЛЕНИЕ АВТОРСКОГО ТЕКСТА СОЧИНЕНИЕ ПО АССОЦИАЦИЯМ СТРУКРУРА УРОКА Лингвистический эксперимент портретные описания героев; описание мазурки, сцена наказания татарина, эпизоды, передающие душевное состояние Ивана Васильевича. Предложения с однородными членами (сказуемыми, обстоятельствами) обладают экспрессивной возможностью передавать движение и его характерные особенности. «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра...» Предложения с однородными членами, использованные по принципу контраста, помогают писателю ярче обрисовать внутреннее состояние героя. Ассоциации к сочинению Метод чтения вслух Акцент внимания на определённом эпизодеЛюбые тексты – иллюстрации к реальной жизниКаждая ситуация должна вывести подростка на глубинные личностные слои: учащийся может не «принять» героя, но всё равно встречается и взаимодействует с ним I строфа: цветопись II строфа: «мильоны синих слёз» III- IVстрофы:зарисовка ночного сада Vстрофа: «сад обводит день глазами анемон» Соната = Цвето – световые эффекты Чтение – анализ стихотворения «Светает» Метод интроспективного анализа Выход на самопознание: действительно ли я хочу то, что говорю, думаю, делаю, или наоборот...Открывает возможности для самовыдвиженияЭто своеобразная техника «исследования» себя Урок – мастерская «Лицо России» (5 класс) Цель: коллективное создание экспрессивного текста, обладающего национально-культурной спецификой. Русский философ Георгий Федотов, автор статьи «Лицо России», пишет: «Трудно выразить лицо России...» Почему? Что я вижу при слове «Россия»? Что я вижу при слове «Россия»? природа история народ культура Портрет России Приёмы создания «живого образа» России олицетворение эпитет употребление суффикса с ласкательно-уменьшительным значением обратный порядок слов замедленность фразы - повторение глаголов «Лицо России» Глаза Лицо... Румянец Коса... пронизана лентой яркойСарафан травушкой-муравушкой изукрашен и цветочками... Метод развития творческого самочувствия «драматизирующая» игра«театрализация» перевоплощение «в предлагаемых обстоятельствах» или «от имени персонажа» монолог учителя Сочинение ремарок Поэтическая разминка Как одеть героя? Вообра-жаемая встре-ча Монолог учащихся Формы обучения творчеству Метод творческого самовыражения через литературное творчествотворческое общение с природой творческое общение с искусством, литературой, наукой шанс почувствовать себя и стать самим собой Лингвоанализ — это «лингвистический микроскоп» Н.М.Шанский. «вознёсся выше он...Александрий-ского столпа» Черновая и окончатель-ная редакция «Александрийский – Александровский? Черновой вариант И долго буду тем. любезен я народу, Что звуки новые для песен я обрел, Что вслед Радищеву восславил я свободу И милосердие воспел. Метод дискуссии развивает субъективную активность, умение слушатьпоказывает, что большинство проблем имеют многозначное решение даёт аргументацию идеям позволяет показать преимущество личной позиции Урок-дискуссия «В чём угадаю лик любимый?..» (Вл. Набоков) цели: 1) формирование образно-эмоционального представления о России — родине; 2) воспитание языковой культуры личности. анализ домашних сочинений — рассуждений на тему «Кто она, Россия»: Царевна-лягушка, Царь-девица или?..». Царевна - лебедь Красна девица «Лицо России – сказочный образ» «Лицо России – сказочный образ» «Умерла ли она? Всё ли жива ещё? Или может воскреснуть?». Почему образ России у вас имеет женский лик?Проснулась ли Россия?Кто разбудит (спасёт) Россию? Структура работы над образом Ивана – царевича (спасителя России) Описание по вопросам Послови-цы. Поговор-ки Аргумент – ответ Лексико –семанти-ческая работа Эффективность применения методов обеспечивают активное стимулирование у учащихся образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями создают комфортную психологическую атмосферу на уроках, ситуацию успеха обеспечивают качественные изменения в структуре личности ребёнка: доверие, открытость, избавление от различных комплексов Практический потенциал Возможности перечисленных методов апробируются и в настоящее время с целью внедрения в структуру урока. Представленная информация может быть использована в работе с учащимися 5 – 11 классов на уроках русского языка и литературы, в процессе внеурочной деятельности как опытными, так и начинающими учителями, может быть полезна студентам филологических факультетов вузов. Использованные материалы Берестовицкая С. Личностно ориентированный урок литературы (Текст) С. Берестовицкая /Литература. Пр. к “П.С.”. – 2005. – № 17.–С. 3–6. Лукьянова М.И. Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока (Текст) М.И. Лукьянова /Завуч. –2006. – № 2. – С. 5–12. Г. Ю. Ксензова «Перспективные школьные технологии» М., 2000г.Материалы Интернета: http:school – collection. edu. ru/http: // k- yroky. ru/ Спасибо за внимание!Всем творческих успехов!