Презентация: Личностно-ориентированный подход к детям и подросткам с девиантным поведением …


«Чем больше испорчен ребёнок, тем меньше нужно его воспитовать, тем больше ему нужно свободы.» «Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того , что происходит в душе, есть единственное воспитание ( Лев Толстой) а «Ребёнок не может оставить свою жизнь, свои впечатления за порогомшколы и приходить с чистым стремлением учиться» ( Шалва Амонашвили) «У каждого воспитанника должен быть свой личный подъём на вершину моральной доблести, свой взлёт, свой накал, своё данковское мгновение горения сердца» ( Василий Сухомлинский) «У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить её нашей» ( Жан Жак Руссо ) Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч уголовных деяний несовершеннолетних, причем 100 тысяч из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. Количество ежегодно совершаемых подростками административных правонарушений превысило один миллион. Потребляющих наркотические вещества, или пробовавшие его хотя бы один раз, среди несовершеннолетних и молодежи 11–24 лет – 44,8  %, т. е. 4 млн. 019 тыс. чел. Средний возраст первой пробы 14 лет. Каждый третий несовершеннолетний правонарушитель не учится и не работает. Статистика Создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности; вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера; уважение самооценки личности ученика установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне учитель – ученик – класс; Принципы индивидуальной работы с детьми и подростками девиантного поведения Этапы индивидуальной работы I этап изучение научно-методических основ личностно-ориентированного воспитания, организация совместной коллективной деятельности, проведение диагностирования личности каждого ребенка с проблемами в поведении.II этап наблюдение и изучение учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой III этап на основе установленного уровня воспитанности учащегося проектируется развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств ученика. Проектирование развития личности основывается на сравнении личного уровня воспитанности учащегося с его идеалом и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания ребенка IV этап происходит дальнейшее изучение учащегося, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях. Для данного этапа характерно использование общих методов обучения и воспитания, вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требования, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание; V этап корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, в ходе которого изменяется развитие личности, закрепляются позитивные или преодолеваются негативные качества. Индивидуальный, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида. Психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в школьном коллективе. Личностный, проявляющийся в социально активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, нормам и ценностям своего социального окружения, способности и готовности к саморегулированию своего поведения; Социальный, определяющийся социально-культурными и экономическими условиями; Социально-педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания. Факторы обусловливающие генезис асоциального, девиантного поведения . Факторы которые находятся в прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения ребёнка. биологический выражается в физиологических особенностях подростка, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма ( в первую очередь нервной системы.Психологический заключается в особенностях темперамента, акцентуации характера, что влечёт за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.Социальный фактор отражает взаимодействие подростка с социумом (семья, школа, другое окружение) 1. Наследственность2. Социальная среда3. Обучение , воспитание4.Социальная активность самого человека. Причины девиантного поведения. Динамика отклоняющегося поведения подростка, вызванная его социальной дезадаптацией 1 стадия Компенсаторно-уступчивая, когда ребёнок или подросток стремится снять внутреннее напряжение в связи с неблагоприятными обстоятельствами внешней среды, переориентируется на цели более общего порядка. Так. Не имея возможности квалифицированно работать или не обладая достаточной работоспособностью, подросток демонстрирует уступчивость и услужливость, готовность взять на себя более тяжелую и скучную, но простую работу;2 стадия Конфликтно-демонстративная, возникающую, если предшествующая линия поведения не приносит желаемых результатов;3 стадия Внутренняя средовая изоляция, когда учащийся перестаёт считать себя членом группы и начинает ориентироваться на мнения единомышленников. 1.Семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи, с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учёбе; семьи, где подростки тратят много времени и сил на поддержание их материального благополучия. Такие семьи сами по себе не формируют «трудных» детей, случается, в них вырастают нравственно совершенные люди.2. Конфликтные семьи. В них родители не замечают недостатков собственного характера; супруги нетерпимы к манере поведения другого. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей.3. Нравственно неблагополучные семьи. В них отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи , стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т. п.4. Педагогически некомпетентные семьи. В них надуманные или устаревшие представления о ребёнке заменяют реальную картину его развития. Случается, что детям предоставляется полная самостоятельность, ведущая к безнадзорности, или культивирующая у ребёнка и подростка в более старшем возрасте нравящиеся родителям образцы поведения, не соответствующие возрастному развитию и др. Типы неблагополучных семей, способствующих появлению «трудных» детей: Взаимодействие родителей и детей. Дети не доверяют родителям и больше стараются общаться в кругу сверстников, доверяя им всё самое тайное и сокровенное. Родители не верят , не доверяют детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребёнка, круг его интересов, занятий, общения Педантично-подозрительный 4 Это приводит к утрате у ребёнка чувства стыдливости, раскаяния за свои поступки, озлобления по отношению к взрослым, родителям, снимает внутренний контроль над своим поведением. Родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребёнка, рассказывают о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности Демонстративный 3 Дети в таких семьях мстительны, лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию. Родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком тяжелого преступления не отрезвляет их. Они продолжают искать виноватых на стороне Позиция круговой обороны 2 Педагогу, психологу в подобных случаях бывает трудно изменить благодушное самоуспокоенное настроение родителей, заставить их всерьёз реагировать на проблемные моменты в поведении ребёнка. Родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие» либо «мы сами были такими же». Попустительско-снисходительный 1 Следствие Характеристика Стиль семьи № п\п Резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми- от наказания, слёз, до умилительно ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, пренебрегает мнением старших, родителей. Нужна терпеливая твёрдая последовательная линия воспитателя, психолога. У родителей , особенно у матери не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Непоследовательный 9 На ребёнка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители. Характерно для немолодых родителей или одинокой женщины по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребёнок наконец-то рождается. Воспитание по типу «кумир семьи» 8 Дети предоставлены сами себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушие матери. Они с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны старшего, способны привязаться к ним с большой теплотой, доверием, что помогает в воспитательной работе. Родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Отстраненно-равнодушный 7 Дети в таких семьях что называется «садятся на голову», возникают ситуации из известной басни Крылова «А Васька слушает. Да ест». От педагога в данном случае нужны твёрдость, требовательность, как в отношении несовершеннолетнего, так и его родителей. Родители проявляют по отношению к детям полную беспомощность, предпочитают увещевать их, бесконечно уговаривать, не применяют никаких волевых воздействий и наказаний. Увещевательный 6 Дети в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных Родители злоупотребляют физическими наказаниями, чаще отцы. Они по всякому поводу жестоко избивают ребёнка , считают, что существует только один эффективный воспитательный приём - физическое наказание. Жестко-авторитарный 5 Дети учатся жить Если ребёнок растёт в критике, он учится осуждать. Если ребёнок растёт во враждебности, он учится бороться. Если ребёнок растёт в страхе, он учится предчувствовать недоброе. Если ребёнок растёт в жалости, он учится жалеть себя. Если ребёнок растёт среди насмешек, он учится быть замкнутым. Если ребёнок растёт в ревности, он учится завидовать. Если ребёнок растёт с чувством стыда, он учится быть виноватым. Если ребёнок растёт в атмосфере поддержки, он учится быть надёжным. Если ребёнок растёт в обстановке терпимости, он учится быть терпеливым. Если ребёнок растёт в похвале, он учится быть признательным. Если ребёнок растёт в атмосфере одобрения, он учится нравиться себе. Если ребёнок растёт в сочувствии, он учится быть великодушным. Если ребёнок растёт в честности и справедливости, он учится различать добро и зло. Если ребёнок живёт в вере, он учится верить в себя и в окружающих. Если ребёнок окружен дружелюбием, он знает, что мир – это прекрасное место. Направления работы по устранению разновидностей девиантного поведения. Формирование позитивного отношения к себе и другим;Коррекцию стратегий поведения в конфликтной ситуации,Снятие негативного эмоционального состояния (работу с чувствами гнева , вины, страха);Решение личностных проблем ребёнка. Преимущества групповой работы: Групповой опыт противодействует отчуждению.Группа способна отразить общество в миниатюре, а значит делает очевидными многие скрытые факторы (давление партнёров, социальное влияние, конформизм)В группе участники имеют возможность получения обратной связи и поддержки от детей со сходными проблемами.В группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведенияВзаимодействие в группе создаёт эмоциональное напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого.Группа в большей степени. Чем индивидуальное консультирование помогает процессам самораскрытости, самоисследования. Только любовь и терпение могут дать хороший результат. Огромное значение имеет личный пример значимых окружающих. Это подчас трудно выполнимо: подростки временами чрезвычайно задиристы и колючи. Да и ориентировать их на светлые идеалы в наше время тяжело. Но все другие пути разрушительны, конструктивен только один: путь любви и терпения. Желаю вам успехов !