Занятие по логопедии: Формирование лексики при автоматизации звука {ш} у детей дошкольного возраста


Формирование лексики при автоматизации звука {ш} у детей дошкольного возрастаПодготовила: Н.В.Наумова,Учитель-логопед МБДОУ «Сказка»№15, г. Красновишерск,Пермский край. 85% детей дошкольного возраста нуждаются в коррекции5-8% рождаются с наследственной патологией8-10% имеют выраженную врожденную патологию или приобретеннуюСтатистика показывает: от 40% до 60% имеют отклонения в речевом развитии дошкольники старших и подготовительных групп

Проблема формирования словаря – актуальна.Исследователи А.П.Иваненко, М.М.Конина, В.И.Яшина считают, что развитие словаря тесно связано: - развитием мышления и других психических функций с одной стороны; - развитием всех компонентов речи с другой стороны; - помогает обогатить, закрепить и автоматизировать словарный запас.К.И.Чуковский – взрослые мыслят словами, а дети вещами и предметами.А.Р.Лурия – в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, но четкая предметная отнесенность слова возникает позднее и является продуктом развития

Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речиУровень сформированности лексической системы языка это:основа для развития связной речи;коммуникативных умений детей;важнейшая предпосылка для овладения чтением и письмом.
запомнитеЕсли у ребенка не сформирована глагольная лексика, то в будущем он будет испытывать трудности публичного выступления, в написании сочинения, изложения.Если у ребенка не сформирована адъективная лексика - страдает часть эмоциональной сферы
Направления формирования лексикипри автоматизации звука ШРабота над словом, как структурной единицей языка и речи;Уточнение значений слов;Формирование семантических полей по различным признакам;Формирование мелодики и ритмаРасширение объема словаря проходит параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием психических процессов12


Задания в картинках вырабатывают позитивный эмоциональный настрой, интерес, мотивацию к занятию



Ответь дедушке Шеру на звонокУ кошки – повадки, лапки, ушки чьи? Кошачьи. Хвост - кошачийМышки – мышиные.Лягушки – лягушачьи.Макушка – еловая, пихтовая, вишневая, кошачья…Шапка – меховая, шерстяная, вязанная, пуховая, кожаная…

Назови картинку так, чтобы появился звук Ш



Подбери рифму





Мн. Ч. Подбери рифму





Сколько?




Где находится?Право, лево, верх, низ, середина…Предлоги: над, под, в, за, перед…




При автоматизации звука (Ш) отрабатывается омонимичная лексика номинативного состава, соответствующей их возрастной лексике. Ребенку предлагаются слова одинаково звучащие, но имеющие разное значение. Омонимичная лексика позволяет сделать такие мыслительные операции как сравнение, сопоставление…







Четвертый лишниймишкаАннушкаИванушкаАленушка

Формируя мелодику речи, учим детей воспринимать красоту русской речи.Начинаем работу с чистоговорок и переходим на стихи, песни. Поем, читаем, слушаем. Этим формируем любовь к родному языку.Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н.В. гогольРусский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. Л.Н.Толстой