Презентация по русскому языку на тему Бессоюзное сложное предложение ( 11 класс)


Бессоюзное сложное предложениеАвтор: Лечкина Е.Ф.- учитель русского языка и литературы , ГБПОУ Колледж связи №54 1.Систематизировать знания о бессоюзном сложном предложении.2.Научиться различать характер смысловых отношений между предикативными частями в составе БСП. 3.Выразительно произносить конструкции, уделяя значительное внимание интонации. 4.Правильно расставлять знаки препинания в БСП. 5.Создавать схемы БСП, 6.Знать сферу употребления БСП. 7.Самостоятельно добывать информацию, вырабатывать навыки коммуникации и рефлексии  ЦЕЛИ УРОКА: Помните: с доброты человек начинается! А.П. ЧеховЭпиграф Например:Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно. (Л.Н. Толстой) [ ] : [ ].Тьма света не любит – злой доброго не терпит. [ ] -[ ].Бессоюзными называются сложные предложения, предикативные части которых связаны между собой по смыслу и интонационно. Между смысловыми отрезками – частями БСП возможна постановка запятой, точки с запятой, двоеточия, тире.Постановка знаков препинания в БСП зависит от смыслового соотношения частей. Значениеодновременности, последовательности (можно вставить союз И):Под снегом журчит вода, на полях появились проталины. (А. Фет )Скоро кончится белая вьюга, потекут голубые ручьи. ( В. Солоухин)Запятая. Значение одновременности, последовательности. Но: части БСП осложнены и внутри есть уже знаки:Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада. (И. С. Тургенев « Отцы и дети»)Уснуло озеро; безмолвен черный лес; Русалка белая небрежно выплывает. ( А. Фет )Точка с запятой. Вторая часть имеет значение причины (можно заменить союзами ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК): Не нагнать тебе бешеной тройки: кони крепки и сыты, и бойки. ( Н. А. Некрасов )Вторая часть в значении пояснения (можно подставить слова А ИМЕННО): Я нашел для себя любимое дело: искать, открывать природу, прекрасные стороны души человека. ( М . Пришвин.) Вторая часть имеет значение дополнения( можно вставить союз что): Слышу я: звенит синица средь желтеющих полей. ( И. С. Тургенев ) Двоеточие. 1.В значениипротивопоставления, быстрой смены событий (можно вставить союз А):Зима кончается - весна начинается2.Первая часть имеет значение условия (можно подставить союз ЕСЛИ):Проголодаешься – хлеба достать догадаешься3.Первая часть имеет значение времени (можно подставить союз КОГДА):Пашню пашут – руками не машут.4.Вторая часть имеет значение следствия (можно подставить союз ТАК ЧТО):Раз солгал – на век лгуном стал.Тире. Смысловые отношения между частями БСП Смысловые отношения между частями БСП Данная презентация-тренажёр поможет тебе проверить свои знания по теме «Бессоюзное сложное предложение» и усовершенствовать свои умения и навыки.Надеемся, что эти задания помогут тебе подготовиться к успешной сдаче экзамена по русскому языку. Желаем удачи!Дорогой друг ! Ветер стих ? небо прояснилось? птицы запели.Вот солнышко пригрело ? трель зазвенела.Над землей летели лебеди солнечным днем ?Было им светло и радостно в небе вдвоем. Подумайте, в каких смысловых отношениях находятся части БСП.Какие знаки препинания вы поставили бы между частями? Почему? а) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.б)Вторая часть БСП указывает на следствие того,о чём говорится в первой части.в) Обобщающее слово стоит после однородныхчленов предложения.Г) Вторая часть БСП поясняет, раскрываетсодержание того, о чём говорится в первой части. 1.Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении:Римский- Корсаков сумел передать основную идею произведения так, как он её понимает: в народном представлении искусство – могучая богатырская сила. а)Вторая часть БСП указывает на причину того, очём говорится в первой части. б) Вторая часть БСП раскрывает содержание того,о чём говорится в первой части .в) Первая часть БСП указывает на времясовершения того, о чём говорится в первой части.2. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении: Душевное состояние И.И. Левитана сказывалось и при описании природы: он показал русскую природу от сумрачного минора до безоблачного настроения. а) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части . б) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения . В)Первая часть БСП имеет значение условия.г) Вторая часть БСП противопоставляется содержанию первой части. 3.Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении: Упустишь минуту – потеряешь час.  а) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части. г)Вторая часть БСП противопоставлена по содержанию первой части. 4.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Воспитательное значение русской классики огромно: в ней практически нет безыдейных произведений. Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.С детских лет постигаем мы истину…Держится мир на доброте…Хочешь изменить мир к лучшему…Конструирование предложений С детских лет постигаем мы истину: надо любить свою Родину;Мир держится на доброте – война на крови;Хочешь изменить мир к лучшему – начни с себя.Конструирование предложений Написать сочинение – рассуждение на тему: «Помните: с доброты человек начинается».Домашнее задание