Презентация обобщение педагогического опыта на тему: Использование ТРИЗ — технологии в учебно-воспитательном процессе начальные классы


Использование ТРИЗ - технологии в учебно-воспитательном процессе Презентация учителя начальных классовМартинович Ирины Анатольевны ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ ? Цель ТРИЗ :- развивает гибкость, подвижность мышления, поисковую активность, творческое воображение; - учит связной, логически правильной, аргументированной речи;- формирует навык содержательной оценки и самооценки. ТРИЗ – это теория решения изобретательных задач. Она направлена на формирование способности к творчеству. Исторический аспект возникновения ТРИЗ - технологии 1940-1950 гг. Г.С.Альтшуллер, техническое творчество1960-1970 гг. – кружки юных изобретателей1980-1990 гг. – как педагогическая технология мышления, творческого воображения1990-2005 гг. – средство конструирования новых форм и методов работы с детьми. Направления использования ТРИЗ в работе с детьми 1. Как источник игр малой и средней подвижностиСинектика ММЧ Синектика «Объединение разнородных элементов»Цель – учить менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных условий.4 вида аналогии:Прямая аналогия – по форме, по структуре, по функци Личная аналогия – эмпатия – принятие образаСимволическая аналогия – метафоры и символы для описания объектов Фантастическая аналогия – решение задач фантастическими существами или сказочными героями ММЧ – метод моделирования маленькими человечками Виды Принципы и примеры построения моделей Загадки - «моделяки» Коллективно – творческая деятельность триз Метод проектов триз - Системный оператор- Морфологический анализ - Метод фокальных объектов 2. Как основа творческой продуктивной деятельности, основанной на решении проблемных ситуаций Системный оператор Группа данного объектапрошлое Группа данного объектанастоящее Группа данного объектабудущее Каким был этот объект?прошлое Что это?настоящее Каким будет этот объект?будущее Элементы объектапрошлое Элементы объектанастоящее Элементы объектабудущее Метод морфологического анализа «корпус в школе» материалы форма стиль Стекло Округлая Русский терем Дерево Остроугольная Подводное царство Металл Вогнутая Мир космоса Глина Бесформенная Подземелье Сладости Кубическая Дворец снежной королевы … … … Метод фокальных объектов Корпус переносим Новый объект Его признаки Все объекты, которые нас окружают, являются нестандартными. Стоит лишь изменить подход к видению и все что было знакомым, обычным, приобретает черты нестандартного Литература Гин С.И. Мир логики: Методическое пособие для учителя начальной школы/ Библиотека учителя начальной школы. - М.: Вита-Пресс, 2001.-198с.Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы/ Библиотека учителя начальной школы. - М.: Вита-Пресс, 2001. – 210с.Гин С.И. Элементы ТРИЗ в начальной школе// Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. второй регион, науч.-практ. конф. - Челябинск, 1999. - С.41-42.Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе: Пособие для учителей первых классов. - 3-е изд.- М.: Вита-Пресс, 2002.- 80 с.Гусева О.А. Использование занимательных задач открытого типа// Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. второй регион, науч.-практ. конф. - Челябинск, 1999. - С.42-43.Державний стандарт початкової загальної освіти// Початкова школа 2001.-№ 7.- С.48-52. Презентацию провела: Мартинович Ирина Анатольевнаучитель начальных классов КОШ № 5 Анализ учебных достижений учащихся 4 класса 1 семестр