Презентация Роль учителя в формировании здорового образа жизни у школьников


ГБОУ лицей № 623 им. И.П.Павлова Выборгского района Санкт-Петербурга Кузьмина С.А., к.п.н., зам.директора по НМР Актуальность формирования ценности ЗОЖ биологическая сущность личности Социальные условия ее существования растущая потребность общества в активных, здоровых людях ухудшающимся здоровьем детей и подростков резкое снижение уровня здоровья населения страны, ставящая под сомнение существование нации противоречия Негативные факторы, влияющие на здоровье детей Доля вины за сложившееся положение возлагается на ШКОЛУ, которая не отвечает современным требованиям гигиены и возрастной физиологии, вызывает дезадаптацию, хроническое переутомление детей и провоцирует рост заболеваний. снижение уровня жизни в целом по стране повсеместное ухудшение экологической обстановки изменение в материальном положении воспитательный потенциал семьи Формирование ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ у школьников – педагогическая проблема науки и школьной практики Проблема сохранения и укрепления здоровья система индивидуальных проявлений личности в сферах различной деятельности отражающая с позиции ценностей здоровья и способствующая сохранению соответствующей возрасту устойчивости организма, максимальной активности личности в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Здоровый образ жизни нравственных духовных физических учебной бытовой общественной коммуникативной отношение к себе к социальной среде окружающей природе С медицинской точки зрения Здоровый образ жизни - это такой образ жизни, который обеспечивает максимальную продолжительность жизни при минимальном темпе снижения способности к труду и самообслуживанию С этой точки зрения проблема ЗОЖ далека от своего разрешения. Существовало и существует масса противоречивых рекомендаций по ведению ЗОЖ. Для чего нужен здоровый образ жизни? Для выполнения всех бытовых и общественных функций в оптимальном режиме для человекаДля сохранения и укрепления здоровьяДля воплощения социальных, психологических и физических возможностей, раскрытия потенциала личностиДля продления рода и достижения активного долголетия По современным представлениям в понятие "здоровый образ жизни" входят следующие составляющие: Рациональная организация трудовой (учебной) деятельности Правильный режим труда и отдыха Рациональная организация свободного времени Оптимальный двигательный режим Рациональное питание Соблюдение правил личной гигиены, закаливание Соблюдение норм и правил психогигиены Сексуальная культура, рациональное планирование семьи Профилактика аутоагрессии Контроль за своим здоровьем Проблема здорового образа жизни всегда была и будет актуальной для человека и общества Существующая школьная практика показывает, что приобщение школьников к здоровому образу жизни, формирование осознанных побуждений к нему не всегда носит целенаправленный характер Обозначенное состояние практически объясняется отчасти отсутствием в теории целостной концепции, раскрывающей пути и условия формирования мотивации к ЗОЖ в условиях общеобразовательной школы Стратегическими целями формирования здорового образа жизни школьников являются:-создание основы для успешной социально-психологической адаптации детей и молодежи в обществе;-создание условий для учебы, отдыха и труда каждого гражданина;-построение процесса образования личности с учетом ее особенности на каждом этапе развития;-создание условий для реализации базовых потребностей личности и развития потенциальных задатков и свойств;-формирование умений и навыков, привычек здорового образа жизни у детей и молодежи;-создание условий психологического комфорта для каждого образовательного учреждения;-создание системы мониторинга здоровья детей, молодежи и методов его коррекции. Исследования в области проблемы ЗОЖ показывают, что между уровнем здоровья учителя и уровнем сформированности ЗОЖ у учащегося прослеживается тесная взаимосвязь.Это обусловливает необходимость мотивации учителя, для которого принципы ЗОЖ должны стать собственными жизненными и принципами профессиональной деятельности. Ведь специфика учительского труда такова, что предъявляются высокие требования к образу жизни учителя, соответствующему параметрам ЗОЖ и его профессиональной деятельности - воспитание нового поколения, убежденного в необходимости ЗОЖ и готового организовать его, немаловажное значение имеет образ жизни учителя, соответствующий параметрам ЗОЖ. Как можно диагностировать свое здоровье Диспансеризация Саногенетический мониторинг 1 Отсутствие режима дня 78% 2 Отсутствие режима питания 67% 3 Отсутствие стабильного режима труда и отдыха 81% 4 Повышенная продолжительность рабочего дня 95% 5 Чувство усталости в середине рабочего дня 65% 6 Систематическое недосыпание 75% 7 Недостаточная двигательная активность 56% 8 Отсутствие времени для занятий любимым делом 46% 9 Отсутствие времени для прогулок на свежем воздухе 58% 10 Отсутствие времени для встреч с друзьями 78% Отношение к здоровью учителей лицея к ЗОЖ Отношение учителя к ЗОЖ, осознание важности, необходимости ЗОЖ для профессионального становления, перспективной педагогической деятельности, т.е. от характера мотивов, побуждающих их к ЗОЖ и формированию его у подрастающего поколения. Цель программы – формирование ценностного отношения к здоровью как лично значимой ценности для каждого подростка. С осознания ценности здоровья начинается мотивация здорового образа жизни, только через осознание ценности здоровья можно объяснить роль усилий, направленных на здоровье.Основные задачи программы1. Создание условий для сохранения подростком ценности здоровья.2. Формирование у подростков опыта самопознания.3. Формирование позитивной « Я – концепции» подростка.4. Стимулирование овладения индивидуальными способами здорового образа жизни. Модель формирования мотивов ЗОЖ у школьников Целевой компонент - формирование ответственного отношений к ЗОЖ на основе самосознания ценности формирования положительной.- самоопределение в сфере ЗОЖ, отношение к здоровью как к ценности Когнитивный компонент – получение и перевод информации о целостности здоровья в знание законов здоровья, факторов риска и устойчивости, валеологизация содержания учебных предметов, а также комплекс педагогических ситуаций (ситуации самопознания, саморегуляции, самореализации, ценностно-познавательные, практико -иммитационные и др.), способствующих актуализации побуждений к ЗОЖ Деятельностный компонент – опыт овладения здоровым образом жизни, проявление потребности в сохранении и укреплении здоровья; результативный компонент – целостное представление и ответственное отношение к здоровому образу жизни, опыт овладения его средствами. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Программы формирования ЗОЖ (в соответствии с моделью учитывали реальные возможности общеобразовательной школы: уровень знаний, умений и навыков в области ЗОЖ, содержание предметов, изучаемых в школе, состояние здоровья учащихся)Цель программы – формирование ценностного отношения к здоровью как лично значимой ценности для каждого подростка. С осознания ценности здоровья начинается мотивация здорового образа жизни, только через осознание ценности здоровья можно объяснить роль усилий, направленных на здоровье.Основные задачи программы1. Создание условий для сохранения подростком ценности здоровья.2. Формирование у подростков опыта самопознания.3. Формирование позитивной « Я – концепции» подростка.4. Стимулирование овладения индивидуальными способами здорового образа жизни.Экспериментальную программу мы назвали программой содействия подростку в формировании индивидуальных основ мотивации здорового образа жизни « Мой выбор – здоровый образ жизни». В основе программы – система занятий, спланированных для 7-8 классов школы, которые реализуются в процессе внеклассной воспитательной работы.Принципы программы Целостность формирования здорового образа жизни, реализация которого предполагает представление в единстве ценностного, личностного, деятельностного, когнитивного компонентов. Креативность (творческий характер мотивов воспитания здорового образа жизни), реализация которого требует опору не на «привитие» привычек, а на создание условий для того, чтобы учащийся как субъект здоровьетворения на основе знаний, убеждений научился выбирать для себя способы здорового образа жизни в соответствии с состоянием здоровья и окружающими его обстоятельствами. Субъектность, предполагающая опору на реальную жизнь подростка, использование субъектного опыта выстраивания «Я – реального» и определение путей движения к «Я – идеальному». Эмоциональное стимулирование, использование в процессе формирования ЗОЖ эмоциональных стимулов, создающих положительную основу при изучении сложных вопросов здоровья. Широкое использование возможностей внеклассной воспитательной работы. Опора на традиции оздоровления, национальные системы оздоровления, рекомендации которых предполагают учет и использование традиций здоровьесбережения и здоровьетворения.