Исследовательская работа по теме Молодёжный сленг в русском языке (для обучающегося при выступлении на научно-практической конференции школьников)


Исследовательская работа«Молодёжный сленг в русском языке» Работу выполнила:Канашкова Галина, обучающаяся 9 «А» класса МБОУ «ОШ №5»Куратор: Служивенкова О.В., учитель русского языка и литературы Цель исследования: выявить причины использования молодёжного сленга, его взаимодействие с литературным языком; понять, как через этот лингвистический пласт отображается сознание молодёжи, её ценностные и нравственные ориентиры. Задачи:сформулировать понятие «сленг»;определить, какое место занимают молодёжные сленги в речи школьников;провести социологическое исследование (анкетирование) среди обучающихся среднего звена с целью определения:а) причин употребления школьниками сленговых выражений,б) способов формирования правильной и грамотной речи. Предмет исследования: школьный сленгОбъект исследования: устная речь обучающихся 5-9 классов МБОУ ОШ №5 г. Асино Сленг – это слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке. Молодёжный сленг – социальный диалект людей в возрасте 13-30лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Три волны в истории формирования сленга в России:1. 20-е годы2. 50-60-е годы3. 70-80-е годы Способы образования сленга: аффиксация, то есть образование слов с помощью суффикса: показ – показуха, спокойствие – спокуха; -неморфологические способы образования сленга: ботаник - чересчур прилежный ученик. Примеры усечения: препод- преподаватель, комп- компьютер, клава – клавиатура, репа - репетиция. Как говорит современный школьникбатоны –кнопки клавиатурыгоблин – старомодный человек карандаши в стакане – родители домаклава – клавиатуралафа – счастьене париться – не думатьпешкарусом – пешкомрепа – репетицияродичи – родителитвикс- двойкатормоз – медлительный человек, плохо соображающий.халява – отдыхчеснок – честный человекящик - телевизорИ ещё много других слов. Причины использования сленга: -социальные факторы (приоритет материальных ценностей, разделение общества на богатых и бедных)-значимость «своего» языка для общения (общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста для молодёжи продолжает быть значимым, школьники хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться; -влияние СМИ на речь современной молодёжи. Рекомендации для тех, кто желает исключить из речи сленговые слова , советую: 1) читать хорошую литературу;2) включить самоконтроль за речью своей и чужой;3) практиковать выступления перед аудиторией; 4) повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах. Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, в том числе и культуры речи. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». И.С. Тургенев Литература: 1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Современное написание : в 4 т. / В. И. Даль. - М. : Астрель : АСТ, 2002. - 2002. - 1158 с. 2. Розина Р.И. Состояние и тенденции развития общего русского сленга. [Текст] / Р.И. Розина. – М.: Русский язык, 2000. – 142 с.3. Кронгауз М. И. Русский язык на грани нервного срыва. [Текст] / М.И. Кронгауз – М.: Языки славянских культур, 2007. – 90 с.4. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл.- М.: Дрофа, 2001. – 464 с.5. Интернет-ресурсы:file:///C:/sputnik/Resurs/http_rus.1september.ru_urok