Презентация Использование здоровьесберегающих технологий, методов, приемов в физическом воспитании детей с нарушением зрения


«Использование здоровьесберегающих технологий, методов, приемов в физическом воспитании детей с нарушением зрения» Учитель физической культуры: Утугунова Т. Д. г. Усть-Каменогорск «Физическая культура» Слово «культура», обозначающее: воспитание, образование, почитание – указывает на истинное значение и назначение данного предмета. Культура тела, культура движений, культура эмоций через культуру взаимоотношений приводит к культуре здоровья. Урок физической культуры – путь к воспитанию гармонично развитой личности, сочетающей красоту тренированного тела, образованность в здоровьетворении, чудотворность в самопознании, самовоспитании. Анализ исследований здоровья и физического развития детей с нарушением зрения младшего школьного возраста показывает , что примерно 60% cлабовидящих учеников относится к специальной медицинской группе. Комплексный подход «Только благодаря комплексному подходу к обучению и воспитанию детей могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся». В.И.Ковалько, Л.С.Сековец Основываемся на модели Л.Н.Ростомашвили Использование здоровьесберегающих технологий основывается на сотрудничестве и сотворчестве ученика и учителя. Способствует:укреплению здоровья;повышению результативности в физической подготовленности; социальной реабилитации слабовидящих, более успешному интегрированию в общеобразовательную школу. Основным девизом в работе по физическому воспитанию слабовидящих детей признаю девиз «Не навреди!». В связи с этим была проведена большая работа по составлению и апробации «Коррекционно-развивающей программы по физическому воспитанию для детей с нарушением зрения 5-7 лет». Результатом работы является выпуск одноименной брошюры. Подготовка школьников осуществляется по государственной программе с учетом возможностей контингента. Особенности занятий физической культуройс детьми с нарушением зрения возраста. Учет противопоказаний в выполнении ряда физических упражнений.Предупреждение переутомления:максимально допустимая нагрузка при частоте сердечных сокращений 110-140 уд./мин.; саморегуляция и регулирование нагрузки по системе В.А. Зотова «Признаки утомления».Использование специальных коррекционных упражнений во время занятий. Здоровьесберегающие технологии, методы и приемы, используемые в работе. Технологии:паспортизация состояния здоровья и физического развития ребенка;программа –конкурс «Путь к здоровью». Методы и приемы:метод индивидуального и дифференцированного подхода;проектный метод обучения;метод круговой тренировки;метод оценки и самооценки;метод анализа и самоанализа;реализация межпредметных связей;метод организационно-деятельностной игры;метод музыкального сопровождения. Паспортизация состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности Заполнение медицинских карт врачами.Заполнение карт полного медицинского обследования дефектологами.Оформление стенда «Проверь себя!» учителем физкультуры.Осуществление мониторинга физической подготовленности учителем физкультуры.Ведение Паспорта здоровья и физической подготовленности учениками. ПАСПОРТЗДОРОВЬЯ (Ведет каждый ученик)Ученик имеет 3 значка «НЕБОЛЕЙКИ».Значок дается тому, кто в течение года ни разу не болел. Программа – конкурс «Путь к здоровью» Цель: оздоровление, физическое развитие детей, получение воспитанниками, родителями, педагогами заряда здоровья в творческой, дружеской обстановке.Задачи: 1.Развить у детей и их родителей потребность в ведении активного образа жизни. 2.Коррекция вторичных отклонений в физическом развитии, психических комплексов. 3.Развивать волевые качества, творчество, смекалку, фантазию, умение работать в команде. 4.Освоить правила спортивной этики.Участники: все ученики ШДС №14, родители, педагоги.Время проведения: в течение учебного года. Организация конкурса Условия:- систематическое посещение уроков физкультуры;- регулярное выполнение гимнастики до занятий в школе;- активное участие коллектива в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;- пропаганда ЗОЖ (оформление классных уголков, беседы, классные часы здоровья, занятия по самопознанию и пр.)- участие в конкурсе «Неболейка года»; - активное участие родителей в формировании ЗОЖ детей в школе и дома. ПООЩРЯЕТСЯ ИНИЦИАТИВА, ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ.Определение и награждение победителей:В течение года работает жюри, в состав которого входят представители администрации, педагоги, родители.Победители конкурса получают звание «Самый спортивный класс», переходящий спортивный кубок, звание «Неболейка года», поощрительные призы. Мониторинг основных параметров конкурса «Самый спортивный класс» параметры 2006-2007 2007-2008 2008-2009 Успеваемость по ФК(% пятерок) 61,25% 73,5 79,25 Физ.подготовлен:Высокий Выше среднегоСреднийНиже среднегоНизкий 11% 36% 45% 4% 4% 10% 41% 43% 6% - 20% 20% 60% - - Индекс здоровья -кол-во Неболеек 14 из 5724% 20 из 5835,5% 20 из5437% Метод проектов. Исследователи характеризуют метод учебного проекта как:здоровьесберегающий;личностно-ориентированный;обучающий взаимодействовать в группах и групповой деятельности;развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу. «Творчество детей –это глубокая своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка»В.А. Сухомлинский Правила коллективной творческой деятельности. Не критикуй, а предлагай.Выслушивай все предложения и мнения.Не обижайся, если предпочтут чужое мнение.Не стесняйся высказывать свои мысли, возможно они самые точные.Верь в успех дела!Никогда не сдавайся, достигай цели!Благодари товарищей за совместный труд. ПРОЕКТ«Дорожки здоровья» Участники – ученики 1, 2, 3, 4 классов.По продолжительности – краткосрочный(2урока). По организации – групповой. В каждом классе проекты разрабатывались двумя группами: командой мальчиков и командой девочек.По цели – творческий. Ученики готовили творческое задание для его презентации на предстоящем Дне Здоровья. Работы детей ПРОЕКТ«Авторское упражнение с предметами развивающего коррекционно-реабилитационного оборудования» Участники проекта - ученики 4 класса.По времени - краткосрочный (3 урока).По организации - индивидуальный.По цели – творческий. Девиз творческого поиска:«Твори, выдумывай, пробуй!» Работы детей Работы детей ПРОЕКТ«Упражнение на гимнастической скамейке» Участники проекта – ученики 3 класса.По времени – краткосрочный (2 урока).По организации – индивидуальный.По цели – творческий. Составить комбинацию упражнений в равновесии на гимнастической скамейке для выполнения его на соревновании по гимнастике. Работы детей Работы детей ПРОЕКТ«Незнайка на уроке физкультуры» Участники проекта - ученики 4 класса.По времени - краткосрочный (домашнее задание).По организации – индивидуальный.По цели – творческий. Составить рассказ о соблюдении правил техники безопасности на уроке физкультуры. Работы детей Метод индивидуально-дифференцированного подхода Распределение по медицинским группам на основе показателей медицинского обследования.2. Применение мониторинговой системы исследования физической подготовленности (школьников – по республиканским тестам, воспитанников детского сада – по требованиям Госстандарта и по методике Проекта программы дошкольного воспитания и обучения детей с нарушением зрения).3. Исследование уровня физической работоспособности школьников с целью определения оптимальной физической нагрузки на уроках физкультуры (используется один из методов данного исследования – проба Мартинэ). Особенности обследования уровня физической подготовленности школьников. Фиксирование лучших результатов проводится не однократно на зачетном уроке, а в процессе ряда занятий.Основания для этого:Физическое состояние слабовидящих очень лабильно даже на протяжении одного дня;Детям данного контингента требуется большее время на освоение каких-либо двигательных навыков;Данная система снимает тревожность, нагрузку на нервную систему учащихся;Как показал данный опыт работы, дети даже СМГ фиксируют результаты среднего, выше среднего и высокого уровня;Достигая таким способом высоких результатов, слабовидящие могут ощущать себя равными среди здоровых детей. Уровень физической работоспособности школьников Уровень успешности 2005-2006учебный год 2006-2007учебный год 2007-2008учебный год 2008-2009учебный год 1четверть 84% 78% 62% 75% 4четверть 82% 78% 78% 71% ПЛАН – ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ИГРЫ (для детей подготовительной группы)«ОТ ПЛАНЕТЫ СПОРТИВНОЙКПЛАНЕТАМ ВСЕЛЕННОЙ» Ноябрь. Развлечение «Взрослые и дети на спортивной планете».(Подготовить и раздать рекомендации с правилами ведения ЗОЖ Март. Посвящение в юные космонавты:а)проверка навыков выполнения строевых действий; б)проверка знаний и умений по выполнению правил ЗОЖ; в)выдача индивидуальных пакетов с заданиями «Планета Солнечной системы», «Портрет инопланетянина». ФОТО МЕРОПРИЯТИЙ Апрель. 1. Беседы воспитателей с детьми о планетах Солнечной системы, космонавтах.(На занятиях по развитию речи и познанию мира) 2. Слет «Юных космонавтов».(Краткие рассказы детей о планете дополняются рисунками «инопланетян», чередуются подвижными тематическими играми ). 3. Физкультурное занятие методом круговой тренировки «Космическое путешествие». К А Р Т А К О С М И Ч Е С К О ГО П У Т Е Ш Е С Т В И Я ФОТО ЗАНЯТИЯ ВремяГруппы Сентябрь Январь Май Доп. Дост. Выс. Доп. Дост. Выс. Доп. Дост. Выс. Старшая гр. 29% 64% 7% 0 60% 40% 0 47% 53% Подгот.гр.№1 17% 75% 8% 0 73% 24% 0 55% 45% Подгот.гр.№2 8% 76% 16% 0 58% 42% 0 48% 52% В среднем 18% 72% 10% 0 64% 36% 0 50% 50% Уровень физической подготовленности (По материалам апробации «Программы дошкольного воспитания и обучения детей с нарушением зрения» 2008-2009 учебный год) Выводы. Работа с использованием здоровьесберегающих технологий способствует укреплению здоровья детей.2. Используемые методы, приемы возбуждают и поддерживают интерес к занятиям физической культурой у детей любого возраста.3. Применяя в работе технологии здоровьесбережения, помогаем слабовидящим детям усваивать программный материал, достигая высоких результатов. Здоровьесберегающие технологии дают возможность слабовидящим детям получить радость от занятий физической культурой, почувствовать уверенность в своих силах. Все выше перечисленные факторы способствуют формированию у подрастающего поколения потребности в ведении здорового образа жизни, активной деятельности.