Презентация на тему особенности работы педагога — психолога с педагогическим коллективом.


Особенности работы педагога психолога с педагогическим коллективом Главным условием эффективности школьной психологической службы является грамотное профессиональное взаимодействие педагога психолога с педагогическим коллективом. Вопрос о месте психолога в школе представляется довольно сложным. Школьную психологическую службу можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия школьного психолога с учащимися разного возраста, их учителями и родителями; в центре этого взаимодействия - интересы ребенка как формирующейся личности. При этом психолог не должен быть поставлен в положение только помощника учителя в осуществлении учебно-воспитательного процесса, он равноправный член школьного коллектива, обеспечивающий ту область педагогического процесса, которую кроме него никто обеспечить не может. Помимо этого он осуществляет синтез педагогического опыта и знаний с данными психологической науки. Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное сотрудничество их на всех стадиях работы и с отдельными учащимися, и с детским коллективом следует рассматривать как необходимое условие обеспечения работы психологической службы В начале работы педагога психолога в школе или другом учреждении народного образования должен быть особый, так называемый адаптационный период, который длится от 2-3 месяцев до 1 года. В этот период школьный психолог и педагогический коллектив знакомятся друг с другом, привыкают друг к другу. Желательны выступления психолога на педагогических советах, методических объединениях, собраниях классных руководителей и пр. Во время этих выступлений и в процессе бесед с учителями желательно рассказать о месте и роли психолога, задачах его деятельности, методах работы, способах сотрудничества и т. д. Тональность взаимодействия психолога с педагогическим коллективом и каждым отдельным педагогом исключает назидательность. Любой трудный случай - не повод для упреков учителю, а сигнал для совместной работы с ним по оказанию помощи ребенку. Следует обратить особое внимание на то, что вся деятельность педагога психолога направлена прежде всего на создание благоприятного психологического-климата для развития ребенка. Такой климат является результатом взаимодействия многих компонентов, его составляющих, но центральным моментом здесь предстает общение детей разного возраста со взрослыми и сверстниками, общение между собой взрослых, работающих с этими детьми.При этом главная задача - совместными усилиями психолога и учителей понять особенности ребенка как формирующейся личности в контексте его жизненных условий, с учетом истории его воспитания, возрастных, половых и индивидуальных особенностей, характера взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и на этой основе определить программу дальнейшей работы с ним. В современной школе часто не соблюдаются психологические условия, обеспечивающие полноценное общение учащихся со взрослыми и сверстниками на всех этапах школьного детства. Поэтому у некоторых учащихся формируется негативное отношение к школе, к обучению, неадекватное отношение к самим себе, к окружающим людям. Эффективное обучение и развитие личности в таких условиях невозможны. Поэтому создание благоприятного психологического климата, основа которого - личностное, заинтересованное общение взро-лых и учащихся, - одна из главных задач практического школьного психолога. Эту задачу психолог может решать только совместно с учителями, в творческом общении с ними, определяя высокий уровень содержания и продуктивную форму этого общения. Он помогает установить доброжелательное общение в педагогическом коллективе (взрослый - взрослый); способствует улучшению форм и содержания общения педагогов с учащимися, родителей с детьми (взрослый - ребенок); учащихся между собой (ребенок - ребенок); консультирует педагогов и других работников детского учреждения по широкому кругу проблем как профессиональных, так и личностных; способствует развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов; осуществляет мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива. Педагог психолог в своей психопрофилактической работе предупреждает "профессиональные опасности" педагогического труда, связанные с низким уровнем развития коммуникативных качеств: конфликты с учащимися, психологическая перегрузка и эмоциональное перенапряжение педагога и т. п.Большое место в работе школьного психолога занимает работа с родителями учащихся. Особое внимание студентов и слушателей при изучении этой темы следует обратить на такие вопросы, как психология семейных отношений, значение семьи для развития личности ребенка, ошибки в семейном воспитании, взаимодействие семьи и школы и т. д Направление работы с педагогами является одним из наименее разработанных направлений деятельности школьного психолога. Возможно, это связано с тем, что данное направление является наиболее сложным для психолога по нескольким причинам.Низкая мотивация педагогов.Низкий уровень доверия, настороженное отношение.Установка администрации на оценочную работу психолога.Неразработанность практического подхода в психологии к этой теме.Деликатность темы, связанная с тем, что она затрагивает личностные особенности педагогов.Опасения педагогов, что проводимая работа будет строиться по принципу “субъект – объектных отношений”. задачи организации работы с педагогами.Усиление мотивации педагогов на сотрудничество с психологом, повышение интереса к этой работе.Формирование доверительного отношения со стороны педагогов к психологу.Развитие представлений педагогов о том, что в работе с психологом они могут выступать как равноправные субъекты.Создание предпосылок для развития способности педагогов к анализу и самоанализу педагогической деятельности в противовес оценочному подходу.Разработка стратегии и тактики работы психолога по повышению психологической компетентности педагогов.Разработка системы тренинговых занятий для педагогов. Принципы построения работы с педагогами:принцип личностно-ориентированного стиля общения с педагогами;принцип сотрудничества: формирование новых знаний, нового опыта в ходе совместной работы психолога педагога у каждого из участников взаимодействия;принцип дифференцированного подхода: учёт индивидуальных особенностей педагогов;принцип безопасности: создание атмосферы доброжелательности, гарантии конфиденциальности данных;принцип эмоционального комфорта: создание при взаимодействии с педагогами атмосферы, помогающей им раскрывать свои ресурсы и возможности и адекватно воспринимать обратную связь;принцип вариативности, гибкости: готовность психолога учитывать при взаимодействии с педагогами нестабильность их эмоционального состояния и непредсказуемость самой ситуации общения. Залогом успешной работы психолога с педагогами также является многообразие применяемых форм и методов психологического сопровождения: консилиум, организационно- деловые и ролевые игры, тренинги, лекции, семинары, дискуссии, открытый психологический анализ урока. Работа с педагогами включала несколько этапов.Анкетирование и тестирование педагогов.Проведение анкетирования учащихся с целью получения обратной связи об их взаимодействии с учителями. (Анкеты “Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов”, “Оценка педагогической деятельности”, “Изучение удовлетворённостью школьной жизнью”).Индивидуальные и групповые консультации.Круглые столы, семинары (“Конфликты: причины и способы выхода из них”).Методические объединения кл.руководителей (“Понятие о девиантном поведении”, “Как быть здоровым”, “Психологические особенности подростков”, “Педагогический настрой”, “Имидж учителя”, “Качество вашей жизни”, “Стресс и пути борьбы с ним”).Педагогические тренинги, которые включают в себя ситуации, с которыми учитель сталкивается в своей работе и семейной жизни – в общении с “трудными” учащимися, восстановление сил после напряжённого урока, разрешение педагогических и семейных конфликтов. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!