Здоровье обучающихся как аспект работы педагогического коллектива МБОУ ДОД ДДТ как аспект работы педагогического коллектива МБОУ ДОД ДДТ


Здоровье обучающихся как аспект работы педагогического коллектива МБОУ ДОД ДДТПодготовила педагог-психолог МБОУ ДОД ДДТ г.НовочеркасскаВоронова И.А. Определение понятия «здоровье» «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие» (С.И. Ожегова )«состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений» (Российская педагогическая энциклопедия)«состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Всемирная организация здравоохранения, 1991г.) Классифиция основных групп определений понятия «здоровье»Медицинская группа объединяет определения, подчеркивающие отсутствие болезни, нормальное функционирование организма. К биомедицинской группе относят определения, в которых в качестве главного фактора выделяется способность приспосабливаться к меняющимся условиям. Биосоциальная в большей степени обращает внимание на социальную значимость успешной профессиональной деятельности. С позиций ценностно-социальных здоровье рассматривается как необходимое условие полноценной жизни в социуме, наполненном взаимодействием с окружающими. Компоненты здоровьяСоматический.Физический.Психологический.Социальный (нравственный). Психологическое здоровье- динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие личности Гармоничное развитие наличие гармонии (согласованности) как внутренней, так и внешней;— возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;— наличие предпосылок последующего развития в процессе жизнедеятельности;— сформированность основных возрастных новообразований;— возможность полноценного функционирования, то есть выполнения соответствующих возрасту человека социальных и семейных функций. Модель психологического здоровья Компоненты модели психологического здоровья:аксиологический, инструментально-технологический, потребностно-мотивационный, развивающий и социально-культурный Аксиологический компонент Представлен ценностями «Я» самого человека и «Я» других людей. Он предполагает осознание человеком ценности, уникальности себя, окружающих, идентификацию как с живыми, так и с неживыми объектами, единство со всей полнотой мира. Из этого вытекает наличие позитивного образа «Я», абсолютное принятие человеком самого себя при достаточно полном знании себя, а также и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей. Инструментальный компонент Он предполагает владение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Этому соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих, умение найти ресурсы для действия в трудных ситуациях, решения проблем, умение видеть их обучающее воздействие. Потребностно-мотивационный компонент Он определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, то есть в самоизменении и личностном росте. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свою жизнь и становится «автором собственной биографии». Развивающий компонент  Он предполагает наличие такой динамики в умственном, личностном, социальном и физическом развитии, которая вписывается в границы нормы, присущей данным историческим и культурным условиям, и не создает предпосылок для возникновения психосоматических заболеваний. Социально-культурный компонент  Он определяет возможность человека успешно функционировать в окружающих его социально-культурных условиях, приобщение человека к национальным духовным ценностям, которые, в свою очередь, являются частью общечеловеческих знаний. Это означает, что у человека присутствует умение понимать людей различных культур и взаимодействовать с ними. Главные критерии психологического здоровья Позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира. Высокий уровень развития рефлексии. Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности. Успешное прохождение возрастных кризисов. Адаптированность к социуму (если это ребенок — то к семье и школе), умение выполнять основные социальные и семейные роли. Типы нарушения психологического здоровья Стиль активный:Защитнаяагрессивность.Деструктивная агрессивность.Демонстративнаяагрессивность.Компенсаторнаяагрессивность.Отрицающая агрессивность. Типы нарушения психологического здоровья Стиль пассивный:Страх уничтожения (смерти)Социальные страхи (не соответствовать нормам, образцам поведения)Страх самовыраженияСтрах взросленияСтрах самоопределения (страх принятия самостоятельных решений) Направления профилактики и формирования психологического здоровья детейАксиологическое .Инструментальное.Потребностно-мотивационное .Развивающее направление . Направления профилактики и формирования психологического здоровья детейАксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.Инструментальное направление — формирование умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирование личностной рефлексии. Потребностно-мотивационное направление — формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, потребности в самоизменении и личностном росте.Развивающее направление предполагает формирование чувства «умелости», «компетентности» (Э.Эриксон), качественного нового уровня развития произвольной регуляции поведения и деятельности, способствует переориентации детей с оценок взрослого на оценку группы сверстников. Содержание деятельности педагоговСодействие формированию умения любить себя и другого человека. Идея принятия ребенка. Акцентировать внимание ребенка на его позитивных качествах. Подчеркивать право на собственное мнение, отличное от окружающих. Воодушевляющие высказывания взамен критики. Аргументированность ( и понятность для ребенка) оценки его деятельности. Содержание деятельности педагоговПомощь в развитии личностной рефлексии. Побуждение к содержательному оцениванию своих учебных действий (кем я был, кем стал, каких результатов добился, каким путем я шел к этим достижениям, какие трудности я исппытывал и как их преодолевал). Научить определять границу своего незнания и делать целенаправленный запрос к различным источникам для его ликвидации. Предоставление опыта самооценивания. Вербализация чувств ребенка в той или иной ситуации. Содержание деятельности педагоговПробуждение потребности в саморазвитии. Мотивировать детей, создать у них стремление становиться лучше в разных жизненных областях. Это стремление не должно привести к отторжению ребенком своих темных сторон, чтобы в основе самоизменения лежало принятие ребенком самого себя. Здоровьесберегающие технологии личностно-ориентированные технологииКомпоненты технологийАксиологический (ценностный).Гносеологический (знаниевый).Здоровьесберегающий.Эмоционально-волевой.Экологический.Физкультурно-оздоровительный. Функции здоровьесберегающей технологииФормирующая.Информативно-коммуникативная.Диагностическая.Адаптивная.Рефлексивная.Интегративная. Задача педагогов в области здоровьесбереженияСодействие в сохранении, укреплении и развитии здоровья обучающихся. Повышение уровня психологической и коммуникативной культуры обучающихся. Помощь в определении путей и условий для самореализации обучающихся. Создание условий для раскрытия творческого и духовного потенциала обучающихся. Спасибо за внимание. Литература.О.В.Хухлаева. Школьная психологическая служба. М., 2007. О.В.Хухлаева. Школьная психологическая служба. М., 2008.В.К.Родионов. Психология здоровья школьников: технология работы. Школьный психолог. Первое сентября, 2007.Психология здоровья. СПб., 2000.