Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики, как одно из основных требований целевых установок ФГОС ООО


Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики, как одно из основных требований целевых установок ФГОС ООО Потребность общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Это возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследовательская работа школьников. В ногу со временем … Предмет физика является одним из ведущих среди других предметов, где можно успешно использовать элементы исследования. При изучении материала используем элементы исследовательской работы, ставя перед учащимися познавательную задачу, которая выводит ученика за пределы имеющихся у него знаний.Поле деятельности Курс физики надо построить таким образом, чтобы учащиеся могли на уроках ставить опыты, эксперименты, вести наблюдения за объектами, явлениями. И на основе экспериментальной исследовательской работы учащимся предлагается самостоятельно решить какую-нибудь познавательную задачу, сформулировать вывод. Поле деятельности Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе. Важно научить учащихся:Ставить цель;Составлять план исследований;Подбирать необходимые приборы и материалы;Собирать необходимые установки;Проводить исследования и формулировать выводы.Поле деятельности А такжеОзнакомить учащихся с методами научных исследований по физике, который можно представить в виде следующей цепочки:Теоретическое предвидение (разработка рабочей гипотезы)Эксперимент, наблюдения, анализ экспериментальных фактов и выводы из них, проверка выводов на практике.Оглянувших вокруг, можно найти много вопросов, требующих исследований. Например: Почему жужжит пчела?Нередко подобные вопросы нужно не просто объяснить, а оценить величины того или иного эффекта и подкрепить объяснение расчётом или экспериментом. Поле деятельности Исследовательская деятельность учащихся многогранна и организовывать ее можно на любом этапе обучения физики:1.При изучении физической теории2.При решении задач3.При проведении демонстрационного эксперимента4.При выполнении лабораторных работ5.Исследования дома и на улице6.Исследования с помощью самодельных приборов7.Исследование в рассказах8.Проектная исследовательская деятельность учащихсяПоле деятельности Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах Цель мастер-класса: представление урока организации исследовательской деятельности в учебном процессе по достижению метапредметных образовательных результатов.Задачи :1) создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов;2) демонстрация опыта работы учителя в виде авторской модели урока. Вид : ролевая игра – урок физики в 7 классе по теме «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах». Оборудование: а) емкость с кофе; конфеты; стаканы; вода; мандарины; бумага; градусник.Оборудование расставляется на парту. 1этап - Создание мотивации.Подвести к теме урока2этап - Конкретизация задания3этап - Решение ситуации4этап - Предъявление результатов исследования5этап - Систематизация полученной продукции6этап - РефлексияЭтапы проведения Диффузия одно из разгаданных явлений природы. Человек давно научился применить ее в своих нуждах. Но совершенствованию предела нет.Диффузия протекает во всех трех агрегатных состояниях вещества. В газах диффузия протекает быстрее, чем в жидкостях, а в жидкостях быстрее, чем в твердых телах.Явление диффузии широко применяется на производстве, в процессах жизнедеятельности человека, животных и растений, в медицине. Физика – это не страшно, физика – это интересно.