Особенности психических процессов в младшем школьном возрасте


Особенности психических процессов в младшем школьном возрасте

Цель работы – изучив литературу, выявить особенности психического развития младших школьников.Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:-изучить развитие психических процессов в младшем школьном возрасте,-выявить физиологические особенности, с которыми связаны эти психические процессы-как сказывается развитие психических процессов на развитие эмоционально-волевой сферы; -узнать как учебная деятельность влияет на развитие личности ребёнка, а так же какие трудности испытывают младшие школьники в процессе учебной деятельности.


В работе использованы следующие методы:-изучение и анализ научной литературы;-изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики.Данные результатов исследования я планирую применять в своей дальнейшей работе.

Особенности развития психических процессовВ младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных», по Л.С. Выготскому(3), эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребёнок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира- ощущения и восприятия В процессе обучения происходит перестройка восприятия. Оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности.В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, принимает характер организованного наблюдения.


МышлениеРебенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением.Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться научные понятия. У ребенка формируется словесно-логическое мышление. Овладение в процессе обучения системой научных понятий даёт возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние существенные свойства и отношения.

ВниманиеВ младшем школьном возрасте становится произвольным, но ещё довольно долго, сильным и конкурирующим остаётся непроизвольное внимание детей. Объём и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как у взрослого человека.

ПамятьС 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память. Упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, ведёт к одновременному улучшению всех видов памяти .Более развита наглядно образная память, чем словесно –логическая.Развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления.


ВоображениеНеустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребёнком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства.

Возрастные особенности волиОбщая недостаточность воли.Наблюдается капризность, упрямство- своеобразная форма протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.



Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения .

К концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.