Презентация к классному часу Чай пить долго жить — Черник Анастасия Сергеевна


ЗАГАДКА Заливаем кипятком, Пьём с лимоном, сахарком! ЧАЙ пить – долго жить! Подготовила классный руководитель 6 класса: Черник А.С.МБУ Высочинская ООШ Азовского района. Чай горячий, ароматныйИ на вкус весьма приятный.Он недуги исцеляетИ усталость прогоняет, Силы новые дает, И друзей за стол зовет. С благодарностью весь мир Славит чудо – эликсир! Чай – это прекрасный напиток. Действие чаяДревнекитайские представления Китайская традиция приписывает чаю ряд полезных свойств:Чай снимает головные боли и усталость. Чай уменьшает действие алкоголя и способствует отказу от его употребления. Чай является питательным продуктом и утоляет голод (в особенности — с различными добавками). Чай облегчает самочувствие во время жары. Чай освежает и прогоняет сонливость. Чай успокаивает, снимает стресс. Чай способствует перевариванию жирной пищи. Чай выводит из организма яды. Чай продлевает жизнь. Одновременно с этим китайская традиция содержит некоторые ограничения на употребление чая, дабы избежать проявления его вредных качеств:Не пить чай на пустой желудок. Не пить чай слишком горячим, обжигающим. Не пить холодный чай. Не заваривать слишком крепко. Не заваривать слишком долго. Не заваривать более четырёх раз. Не пить чай непосредственно перед едой. Не пить чай непосредственно после еды — только после небольшого перерыва. Не запивать чаем лекарства. Не пить вчерашний чай. Первоначально чай использовался в качестве лекарственного средства. Я хочу открыть секретИ полезный дать совет:Если хворь с кем приключится Чаем можете лечиться,Чай всех снадобий полезней, Помогает от болезней.Чай в жару вас освежает,И в морозы согревает,И сонливость переборет,И с усталостью поспорит,Сокрушит любой недуг,Чай здоровью – лучший друг! Чай - лекарство По преданию, китайский император Шэнь-нун путешествовал в поисках целебных трав с котлом на треножнике, в котором кипятил воду для целебных отваров. В 2737 году до н. э. в котел с кипятком упали несколько листочков чайного дерева. Отвар показался вкусным и вызвал бодрость. С тех пор Шэнь-нун не пил других напитков. Именно в Китае стали впервые употреблять чай в качестве лекарства, а затем и напитка. Чай в Китае Чайный дом в Шанхае Чай в Японии По различным источникам, начало употребления чая в Японии относится к VII—VIII векам нашей эры. Чай был завезён в Японию с материка. Считается, что его завезли буддийчкие монахи, для которых чай был особым напитком — его пили во время медитаций и подносили Будде. По мере того, как дзен-буддизм распространялся в Японии, а священники начинали оказывать всё большее влияние на культурную и политическую жизнь страны, распространялось и потребление чая. В XII веке монах Эйсай способствовал введению питья чая при дворе, представив сёгуну Минамото но Санэтомо книгу «Кисса Ёдзёки» о сохранении здоровья с помощью чая. К XIII веку питьё чая стало обычным делом у сословия самураев. Со временем из монастырей в аристократическую среду проникла практика «чайных турниров» — собраний, на которых дегустировалось большое количество сортов чая и от участников требовалось по вкусу чая определить его сорт и происхождение. В простом народе, среди крестьян и горожан также вошло в традицию чаепитие, но проходило оно гораздо скромнее, чем у знати, и представляло собой просто собрание для совместного употребления напитка за неторопливой беседой. По образцу китайской сунской чайной церемонии японские монахи сформировали собственный ритуал совместного потребления чая. Первоначальная форма ритуала была разработана и введена монахом Даё (1236—1308). У Даё обучились первые чайные мастера — также монахи. Веком позже священник Иккю Содзюн (1394—1481), настоятель храмового комплекса Дайтокудзи в Киото, обучил чайной церемонии своего ученика Мурата Дзюко (Сюко). Последний развил и преобразовал чайную церемонию, и обучил её проведению сёгуна Асикага Ёсимицу, дав, таким образом, традиции «путёвку в жизнь» — как и в большинстве стран, в Японии всё, что принималось в обычай у правителя, тут же входило в моду у подданных. Посуда и принадлежностиУтварь, используемая в ходе чайной церемонии, должна составлять единый художественный ансамбль, что не означает непременного однообразия, но требует, чтобы предметы подходили друг к другу и ни один из них не выделялся резко из общего набора. Для церемонии необходима шкатулка для хранения чая, котёл или чайник, в котором кипятится вода, общая чаша для совместного питья чая, чаши для каждого из гостей, ложка для насыпания чая и мешалка, которой хозяин размешивает чай во время приготовления. Все предметы должны быть простыми, скромного вида и почтенного возраста, отражающегося в их виде. Как правило, чай хранится в простом деревянном ящичке, котёл или чайник — вполне обычный, медный, ложка для чая и мешалка — бамбуковые. Чаши применяются простые, керамические, достаточно грубой работы, без нарочитых украшений. Вся утварь безукоризненно чиста, но при этом никогда не начищается. В отличие от европейцев, натирающих металлическую посуду до зеркального блеска, придающего предметам вид новых, только что изготовленных, японцы предпочитают, чтобы предметы сохраняли «память о своём прошлом» — потемнение от времени, следы длительного использования. «Старый» вид утвари — один из элементов эстетики чайной церемонии. Порядок проведенияПеред церемонией гости собираются вместе в одной комнате. Здесь им подаётся горячая вода в небольших чашках. Назначение этого этапа — создать у гостей общее настроение, связанное с ожиданием предстоящей церемонии как важного и приятного действия, встречи с прекрасным.Затем гости отправляются через сад к чайному домику. Переход через чайный сад по выложенной камнями дорожке считается очень важным — он символизирует удаление от суеты, отход от повседневности, отрешение от обыденных забот, тревог и неприятностей. Созерцая растения и камни сада, гости настраиваются на сосредоточение и освобождают сознание от всего суетного.В конце дорожки, перед чайным домиком, гостей встречает хозяин. После сдержанного взаимного приветствия гости подходят к находящемуся тут же каменному колодцу и совершают обряд омовения. Вода зачерпывается лежащим тут же маленьким ковшиком на длинной деревянной ручке, гость омывает руки, лицо, прополаскивает рот, после чего омывает после себя ручку ковшика. Обряд омовения символизирует телесную и духовную чистоту. После омовения гости проходят в чайный домик и располагаются там. Прохождение через низкий и узкий вход символизирует окончательный выход за границы обыденного мира, укрытие от всего, что творится вовне. Неудобство входа и необходимость низко наклониться, входя в чайный домик, символизируют равноправие участников церемонии — поклониться вынужден каждый, вне зависимости от знатности, богатства, известности и общественного положения. В соответствии с обычаем традиционного японского дома, входя в чайный домик, обувь гости оставляют у порога. На момент прибытия гостей огонь в очаге уже горит, котёл с водой стоит над огнём. Войдя в домик, гость в первую очередь должен обратить внимание на нишу напротив входа — токонома. Перед приходом гостей хозяин вывешивает там свиток с изречением, а также помещает букет цветов и курильницу. Изречение определяет тему, которой посвящается церемония, и передаёт душевное состояние хозяина. Хозяин входит в чайный домик последним, причём не сразу после гостей, а немного погодя, чтобы дать гостям возможность без спешки рассмотреть и оценить предметы в токонома.Войдя в домик, хозяин кланяется гостям и занимает своё место — напротив гостей, около очага. Рядом с местом хозяина расположены необходимые для приготовления чая предметы: деревянная шкатулка с чаем, чаша и бамбуковая мешалка. Пока вода в котле нагревается, гостям подаётся кайсэки — лёгкая еда, состоящая из простых, не сытных, но изысканных блюд, предназначенных не для насыщения, а для снятия дискомфорта, вызванного чувством голода. Японцы считают, что еда, подаваемая к чаю, должна, в первую очередь, быть приятной для глаза, и лишь во вторую — насыщать. Название «кайсэки» восходит к горячему камню, который в прошлом дзенские монахи держали за пазухой, чтобы приглушить голод. В последнюю очередь подаются «омогаси» — сласти к чаю. Чашу с приготовленным чаем хозяин с поклоном подаёт гостям (традиционно — по старшинству, начиная с самого старшего или самого почётного гостя). Гость кладёт на левую ладонь шёлковый платок (фукуса), принимает чашу правой рукой, ставит её на левую ладонь и, кивнув следующему по порядку гостю, отпивает из чаши. Затем он кладёт фукуса на циновку, обтирает край чаши бумажной салфеткой и передаёт чашу следующему. Каждый гость повторяет ту же процедуру, после чего чаша возвращается к хозяину.Употребление чая из общей чаши символизирует единение собравшихся. После того, как чаша обойдёт всех гостей, хозяин снова передаёт её гостям, теперь уже пустую, чтобы каждый мог внимательно рассмотреть чашу, оценить её форму, снова почувствовать в своей руке.С этого момента начинается следующая стадия церемонии — хозяин готовит лёгкий чай в отдельной чашке для каждого из гостей. Начинается беседа. Эта часть церемонии — отдых, во время неё не говорят о делах, повседневных заботах. Предметом обсуждения становится свиток в токонома, изречение, написанное на нём, красота цветочной композиции, чаша, другая утварь, сам чай. Непосредственно перед подачей чая гостям подаются сласти. В конце этой части церемонии гостям опять предлагается осмотреть утварь, использованную для приготовления чая на этот раз. По завершении беседы хозяин, ответив на все вопросы гостей, с извинением покидает чайный домик, показывая тем самым, что церемония подошла к завершению. В отсутствие хозяина гости осматривают очаг, на котором готовился чай, ещё раз обращают внимание на цветы в токонома, которые к моменту завершения церемонии должны раскрыться. Раскрывшиеся цветы служат напоминанием о времени, проведённом вместе участниками церемонии.Пока гости покидают чайный домик, хозяин находится вблизи от его входа, молча кланяясь уходящим. После ухода гостей хозяин некоторое время сидит в чайном домике, вспоминая прошедшую церемонию и восстанавливая в памяти оставшиеся от неё ощущения. Затем он уносит всю утварь, убирает цветы, протирает татами в домике и уходит. Уборка символизирует подведение окончательного итога происходившему. Чайный домик возвращается в то же состояние, в котором находился до церемонии. Считается важным, что действо, не оставив никаких внешних следов, сохранилось лишь как след в сознании участвовавших в нём людей. Великий мастер чайной церемонии Сен – но – Рикю. Каменный фонарь в чайном саду Первоначально чай стал известен в Европе как лечебный напиток, но через нескольких десятилетий его стали пить просто для удовольствия. Французы узнали о чае от голландцев в 1636 году. Одним из первых любителей чая был король Людовик XIV. Мужчины были в восторге от экзотического напитка и превращали чаепитие в нечто подобное китайскому ритуалу, причем особое значение придавалось тонкому фарфору, китайским коврам и обоям. ЧАЙВЕВРОПЕ Англичане считаются самой чае пьющей нацией в мире — в среднем на одного человека приходится более 4 кг чая в год (вчетверо больше, чем в России). Чай пьют, по меньшей мере, трижды в день: на завтрак, в час пополудни и в пять часов пополудни. Традиционное английское чаепитие по степени формализации мало уступает японской чайной церемонии. Оно выросло, главным образом, из традиции пятичасового чаепития — Five o’clock Tea. В настоящее время точное следование данной традиции можно встретить разве что в немногих лучших чайных — из-за возросшего темпа жизни повседневное чаепитие в семьях и большинстве заведений общественного питания сильно упростилось, до 90 % потребляемого сейчас в Англии чая — пакетированный. Русские познакомились с чаем в 1638 году, на два года позже французов: первые четыре пуда чая вручил московскому послу для царя Михаила Фёдоровича монгольский хан Кучкун. Сначала подарок не произвёл впечатления, но потом напиток распробовали во время торжественной дегустации. Как и во Франции, чай стал популярен, прежде всего как лечебный напиток; уже через десять лет в Москве можно было купить до десяти его сортов. Чай в России Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить,А я отроду не знаю, как же этот чай варить.Взял тогда налил водички, всыпал чай я весь в горшокИ приправил луку, перцу да петрушки корешок.Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,Остудил его немножко, на господский стол подал.Гости с барином плевались,Сам он ажно озверел,И, отправив на конюшню,Меня выпороть велел.Долго думал, удивлялся,Чем же мог не угодить?А потом –то догадался,Что забыл я посолить! Чай в России Употребление чая на территории России постоянно росло. К XIX веку его пили уже все сословия. Но распространение чая было неравномерным: пили его в основном в городах, на территории Европейской России и Сибири, более всего — в Москве. Чай в России Б. М. Кустодиев. Купчиха за чаем. Считается, что в России предпочитают некрепкий чёрный чай. Пьют чай обычно после трапезы, а иногда — отдельно от неё, к чаю подают выпечку или сласти — таким образом, чай заменяет десерт. В зависимости от индивидуальных вкусов к чаю может добавляться сахар, лимон (чай с лимоном известен на Западе как «русский чай»). Чай в России Сегодня чай в Росси очень популярен. По русским традициям чай заваривают так: чистый заварочный чайник ополаскивают кипятком и слегка просушивают, затем в него кладут чай из расчёта 1 чайная ложка на стакан, заливают кипятком, накрывают салфеткой и ставят на самовар на 5 минут. В заварочный чайник можно положить кусочек сахара, это поможет чаю лучше завариться. После того как чай заварится, его наливают в чашку и разбавляют кипятком из самовара. А. Черкашина. Чаепитие на даче. Чай в России ...Я держу в руке стакан,Отверну узорный кран.Самовар…А как еще?Не найти замены. Он попыхивал дымком.С электричеством знаком, И его мы туляком называем старымМерно движутся года, Будет радость иль беда – Он останется всегдаРусским самоваром! В. Ходулин Самовар Необычные рецепты чая Молочный чайВзять 1 столовую ложку сухой заварки чая, 1 чайную ложку мёда и залить 1 стаканом горячего молока, всё тщательно размешать. Медовый чайВзять 30 г. мёда и 30 г. молока, залить 1 стаканом крепкого чая, всё хорошо перемешать и охладить.Чай из шиповника и изюмаБерут 1 столовую ложку чистого изюма и заливают её 0,5 л. воды, доводят до кипения, остужают, процеживают и добавляют настой шиповника. Чай из малиновых ветокМолодые малиновые ветки высушивают. Берут 1 столовую ложку измельчённых веток и заливают 2 стаканами горячей воды, кипятят 3 минуты, затем немного настаивают. В брюхе - баня, В носу - решето, На голове - пупок.   Всего одна рука И та на спине. Бел,  как снег, В чести у всех. В рот попал - Там и пропал. В холод согреет, в жару освежит, прогонит усталость и жизнь вам продлит! Маленькое, сдобное колесо съедобное. Я одна тебя не съем, разделю ребятам всем. Цветом желт и ароматен, В чай кладут и чай приятен, Только очень кислый он, А зовут его …  ЗАГАДКИ А. Черкашина. Сверху дыра,  снизу дыра, А по середине - огонь и вода. Лучше доктора любогоЛечит скуку и тоску Чашка вкусного, крутого, Самоварного чайку! Подготовила Черник А.С. Д. Хижняк