Презентация для выступления на городском семинаре по теме Проблемы освоения программы среднего (полного) общего образования по технологии и пути их решения.


Особенности содержания и форм организации общетехнологической подготовки 19 сентября 2013 годаМБОУ МУК г. Белгорода МБОУ «Межшкольный учебный комбинат» г. БелгородаПроблемы освоения программы среднего (полного) общего образования по технологии и пути их решения. Заместитель директора по учебно-производственной работе, Отличник народного просвещенияНазарова Г.А. Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Нормативно-правовая база: Закон Российской Федерации «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт общего образованияПлан действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО) на 2011—2015 годы Концепция духовно-нравственного воспитания Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Устав образовательного учреждения Повышение качества жизни Условия реализации образовательной программы: НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА Психолого-педагогические и организационно-методические условия Финансово-экономические Материально-технические Кадровые Ключевые понятия ФГОС Заказобщества Достижения педагогики и психологии Развивающее обучение Деятельность. Сознание.Личность Компетентностный подход Образование как социальная ситуация развития Информационное общество Концепция духовно-нравственного воспитания Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования: проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; универсальные учебные действия  возрастные психологические новообразования обучающихся;здоровье школьников как один из важнейших результатов образования. Должны быть сформированы: полноценное общение со сверстниками, средства и способы этого общения, интерес к другому человеку как к личности;чувство взрослости, адекватные формы и способы утверждения самостоятельности, развития;теоретическое, дискуссионное мышление, самостоятельность мышления, гипотетико-дедуктивных процессов;рефлексия;интеллектуальная активность, любознательность;логическая память;избирательное, устойчивое внимание; самосознание, Я-концепция: стремление понять себя, свои способности и возможности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – неповторимость, уникальность;широкий спектр способностей и интересов при выделении устойчивых интересов;волевые процессы, способы достижения цели;саморегуляция поведения, эмоциональных состояний;позитивный, адекватный образ своего тела, «физическое Я», как меняющееся и развивающееся;формы и способы группового общения. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действийучебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграцииспособность к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практикуспособность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии Профессиональная психолого-педагогическая компетентность педагогов: Личностные качества Вера в силы и возможности обучающихсяИнтерес к внутреннему миру обучающихсяОткрытость к принятию других позиций, точек зренияОбщая культураЭмоциональная устойчивостьПозитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе Постановка целей и задач педагогической деятельности Умение перевести тему урока в педагогическую задачуУмение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся Мотивация учебной деятельности Умение обеспечивать успех в деятельности;Компетентность в педагогическом оценивании;Умение превращать учебную задачу в личностно значимую;Компетентность в предмете и методах преподавания;Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов);Умение вести самостоятельный поиск профессионально-педагогической информации. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений Умение разработать учебную программу, выбрать учебники и учебные комплекты;Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях. Компетентность в организации учебной деятельности Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений;Умение добиться понимания учебного материала;Компетентность в педагогическом оценивании. Компетентность в организации учебной деятельности Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающихся;Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса;Компетентность в способах умственной деятельности. Изучение учебного предмета «Технология» призвано обеспечить: овладение общетрудовыми и жизненно необходимыми умениями и навыками, в том числе в области культуры труда и поведения; изучение мира профессий, приобретение практического опыта профессиональной деятельности и на этой основе обоснованного профессионального самоопределения; формирование творческого подхода, эстетического отношения к действительности в процессе обучения и выполнения проектов; воспитание трудолюбия, честности, ответственности, порядочности, предприимчивости и патриотизма. При организации учебного процесса по изучению общетехнологического компонента в межшкольном учебном комбинате используется следующий учебник: Технология: базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012. -224 с.Для подготовки учителя используется:Технология. Базовый уровень: 10 - 11 классы: методические рекомендации/ В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш. – М.: «Вентана-Граф», 2012.-272 с. Программа рассчитана на 70 часов учебного времени (35 часов в год). №п/п Разделы, темы Кол-вочасов 10 класс ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ 16 1. Технология как часть общечеловеческой культуры 2 2 Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства 1 3 Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества 4 4 Способы снижения негативного влияния производст­ва на окружающую среду 2 5 Экологическое сознание и мораль в техногенном мире 1 6 Перспективные направления развития современных технологий 4 7 Новые принципы организации современного производства 1 8 Автоматизация технологических процессов 1 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ. ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 19 9 Понятие творчества 2 10 Защита интеллектуальной собственности 1 11 Методы решения творческих задач 4 12 Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности 1 13 Потребительские качества товаров. Экспертиза и оценка изделия. 1 14 Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности 1 15 Источники информации при проектировании 1 16 Создание банка идей продуктов труда 2 17 Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребитель­ских товаров и услуг 2 18 Правовые отношения на рынке товаров и услуг 2 19 Выбор путей и способов реализации проектируемо­го объекта. Бизнес-план 2 Итого 35 № ТЕМА ЗАНЯТИЯ Требования к уровню подготовки учащихся 1. Технология как часть общечеловеческой культуры. Знать/понимать:- что такое технология, ее взаимосвязь с общей культурой;- основные виды культуры;- понятие «технологическая культура» 2. Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характер труда. Знать/понимать:- влияние технологий на общественное развитие;- три составляющие производственной технологии 3. Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства. Знать/понимать:- взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, науки и производства;- роль науки в развитии технологического прогресса;- понятие «наукоемкость производства» 4. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества. Знать/понимать:- взаимосвязь между динамикой развития промышленных технологий и истощением сырьевых ресурсов;- причины, приводящие к загрязнению биосферы;- что такое радиоактивное загрязнение 5. Промышленные технологии и транспорт. Знать/понимать:- что такое парниковый эффект, озоновая дыра 6. Современные сельскохозяйственные технологии. И их негативное воздействие на биосферу Знать/понимать:- негативные следствия современного землепользования (агротехнологий) для окружающей среды 7. Практическая работаПроведение мероприятий по озеленению или оценке загрязненности среды. Уметь:- выявлять источники и степень загрязненности окружающей среды 8. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду. Природоохранные техноло­гии. Знать/понимать:- что такое экологический мониторинг;- сущность безотходных технологий;- пути рационального использования земельных, минеральных и водных ресурсов;- какие существуют мероприятия по очистке водоемов 9. Понятие «альтернативные источники энергии». Знать/понимать:- виды и возможности использования альтернативных источников энергииУметь:- выявлять источники и степень загрязненности окружающей среды 10. Экологическое сознание и мораль в техногенном мире. Знать/понимать:- почему возникла необходимость в новом экологическом сознании (морали);- сущность, характерные черты нового экологического сознания 11. Перспективные направления развития современных технологий. Основные виды промышлен­ной обработки материалов. Электротехнологии и их приме­нение Знать/понимать:- виды современных электротехнологий, примеры их использования 12. Применение лучевых технологий: лазерная и электронно-лучевая об­работка. Знать/понимать:- сущность и области применения лучевых и ультразвуковых технологий;- принцип плазменной обработки материалов, примеры использования 13. Технологии послойного прототипирования. Нанотехнологии. Знать/понимать:- метод послойного прототипирования и области его применения;- сущность понятий «наноматериал», «наночастица»;- перспективы использования нанотехнологий 14. Информационные технологии, и их роль в современной научно-технической революции. Знать/понимать:- роль информационных технологий в развитии общества 15 Новые принципы организации современного производства. Знать/понимать:- смысл понятий «рационализация», «стандартизация», «конвейеризация» производства;- сущность непрерывного производства;- что представляют собой гибкие производственные системы;В чем проявляется глобализация системы мирового хозяйства 16. Автоматизация технологических процессов. Знать/понимать:- сущность понятий «автомат», «автоматизация производства»;- гибкая и жесткая автоматизация;- в чем суть применения на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами 17. Понятие творчества. Знать/понимать:- сущность понятий «творчество», «творческий процесс»;- виды творческой деятельности;- изобретательство, проектирование, конструирование процедуры творческого процесса 18. Пути повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Знать/понимать:- сущность и задачи ТРИЗ 19. Защита интеллектуальной собственности. Знать/понимать:- сущность понятий «интеллектуальная собственность»- что может являться объектом интеллектуальной собственности;- понятие «авторское право»- существующие формы защиты авторских прав;- что такое патент;- как осуществляется патентование изобретений;- суть и защиту товарных знаков и знаков обслуживания 20. Методы решения творческих задач. Методы активизации поиска решений. Генерация идей. Знать/понимать:- сущность и особенности методов активизации поиска решений творческих задач 21. Прямая мозговая атака (мозговой штурм). Метод контрольных вопросов. Синектика Знать/понимать:- особенности использования обратной и прямой мозговой атаки, метода контрольных вопросов, синектики 22. Поиск оптимального варианта решения. Знать/понимать:- методы поиска оптимального варианта (морфологический анализ, ФСА) 23. Ассоциативные методы реше­ния задач. Знать/понимать:- способы применения ассоциативных методов решения творческих задач 24. Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности. Знать/понимать:- требование к современному проектированию;- понятия «инновация», «проектное задание», «техническое задание»;- какими качествами должен обладать проектировщик;- значение эстетического фактора в проектировании;- законы художественного конструирования 25. Потребительские качества товаров. Экспертиза и оценка изделия. Знать/понимать:- составляющие понятия «потребительские качества товара»;Критерии оценки потребительских качеств;- что входит в процедуру экспертной оценки объектаУметь:- проводить экспертизу товара 26. Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности. Знать/понимать:- какие этапы включает в себя проектная деятельность;- как осуществляется пошаговое планирование проектной деятельности;- что включает понятие «алгоритм дизайна»Уметь:- планировать деятельность по учебному проектированию 27. Источники информации при проектировании. Знать/понимать:- роль информации в совре­менном обществе;- что понимается под научным подходом к проектированию;- источники информации для дизайнера;Уметь:- находить и использовать разнообразные источники информации при проектировании; воссоздавать исторический путь объекта проектирования 28. Создание банка идей продуктов труда. Знать/понимать:- что представляет собой банк идей для проектирования;- методы формирования банка идей 29. Графическое представле­ние вариантов будущего изделия. Уметь:- графически оформлять идеи проектируемого изделия 30. Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг. Знать/понимать:- взаимосвязь и взаимообусловленность общественных потребностей и проектирования- что такое «рынок потребительских товаров и услуг» 31. Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг. Знать/понимать:- методы исследования рынка потребительских товаров (услуг)Уметь:- составлять анкету потребительского спроса 32. Правовые отношения на рынке товаров и услуг Знать/понимать:- взаимоотношения субъекта и объекта рынка товаров и услуг;- виды и назначение нормативных актов, регулирующих отношения между покупателем и производителем;- назначение и виды страховых услуг 33. Источники получения информации о товарах и услугах. Знать/понимать:- способы получения информации о товарах и услугахУметь:- читать торговые символы, этикетки, маркировку, штрихкод товаров 34. Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Знать/понимать:- сущность понятия маркетинга, рекламы; 35. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Знать/понимать:- что такое бизнес-план;- цели и задачи бизнес-плана;- понятие рентабельности.Уметь- составлять бизнес-план: №п/п Разделы, темы Кол-вочасов 11 класс ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ 8(6) 1. Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда 1 (1) 2 Структура и составляющие современного производства 3(1) 3 Нормирование и оплата труда 2 (2) 4 Культура труда и профессиональная этика 2 (2) ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ. ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 16 (14) 5 Выбор объекта проектирования и требования к нему 2 (2) 6 Расчет себестоимости изделия 1 (1) 7 Документальное представление проектируемого продукта труда 4(2) 8. Организация технологического процесса 1 (1) 9. Организация рабочего места (1) 10. Выполнение операций по созданию продукта труда 4(4) 11. Анализ результатов проектной деятельности (2)2 12. Презентация проектов и результатов труда 2 (1) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА 8(10) 13. Этапы профессионального становления и карьера 2 (1) 14. Рынок труда и профессий 2(1) 15. Профессиональная деятельность в различных сферах экономики (4) 16. Центры профконсультационной помощи 2(1) 17. Виды и формы получения профессионального образования 1(2) 18. Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства 1(1) ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2(4) 19. Планирование профессиональной карьеры 2(2) 20. Презентация результатов проектной деятельности (2)1 РЕЗЕРВ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ (1) Итого 35