Презентация «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»


«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»Христиди Т.А.зам. директора по УВР, учитель математикиМБОУ СОШ №34 пгт. Джубга МО Туапсинский район Краснодарского краяДжубга, 2015 Раздел 1. Технологии организации и сопровождения инклюзивного образовательного процессаИнтеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения – это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. «СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ» ОБУЧЕНИЯ – ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИПри социальной модели понимания инвалидности ребенок с инвалидностью или с другими особенностями развития не является «носителем проблемы», требующим специального обучения.Напротив, проблемы и барьеры в обучении такого ребенка создает общество и несовершенство общественной системы образования, которая не может соответствовать разнообразным потребностям всех учащихся в условиях общей школы. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССАВ развитии инклюзивного образовательного пространства необходимо участие:учителей начальных классов;учителей-предметников; учителей-логопедов;педагогов-психологов;педагогов-дефектологов;инструкторов по ЛФК;воспитателей; педагогов дополнительного образования;врачей различных профилей (педиатров, психиатров, невропатологов, ортопедов, генетиков, физиотерапевтов, сурдологов, офтальмологов и т.д.). НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССАПод базовым компонентом понимается профессиональная педагогическая подготовка (предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки), а под специальным компонентом – следующие психолого-педагогические знания: - представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования; - знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды; - знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса; - умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством) Организационно-методическое обеспечение инклюзивного процессаПри составлении штатного и предметного расписания, утверждении учебного плана и тематических планирований педагогов учитываются следующие основные моменты:1. Принципы формирования классов.2. Распределение нагрузки педагогов и специалистов.3. Организацию единого пространства обучения и развития. Психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учрежденииПсихолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении строится на принципах:- непрерывность обучения;- системности;- обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса;- индивидуально-дифференцированный подход. Раздел 2. Практическая часть инклюзивного образовательного процессаВ последние годы становится всё больше детей, которые имеют те или иные проблемы со здоровьем, и это приносит много неудобств, проблем как ребенку, так и его родителям.В мире очень много бед и страданий – это болезни, потери, разрушения, катаклизмы, и трудно определить, что страшнее в этом списке. И каждый, кому приходится пережить страдание или беду, зачастую остается один на один со своей болью. Но есть одно страдание, которое можно выделить из общего списка – это страдание не за себя, а за собственного ребенка, который по воле судьбы родился не таким, как все. Его терзания нельзя сравнить ни с чем, а его жизнь полна боли. В мире много особенных детей, а ведь они полноправные члены общества, к которым нужно относиться с уважением.ЭССЕ НА ТЕМУ:«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» Раздел 2. Практическая часть инклюзивного образовательного процессаНаше общество и государство проявляют заботу о таких детях, однако часто дети-инвалиды остаются один на один со своими проблемами, не всегда могут общаться со здоровыми сверстниками, посещать общественные места.Каждому ребенку, каким бы он ни был, необходима забота и поддержка не только близких, но и посторонних людей. Каждый ребенок имеет право на счастье, равенство, защиту от насилия, свободу мысли и слова, на учебу в стенах школы. Дети-инвалиды – это обычные дети, такие же, как и все остальные. Они любят общаться, играть, рисовать, петь, но из-за болезни они часто вынуждены находиться в замкнутом пространстве.ЭССЕ НА ТЕМУ:«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» Окружающий их мир – это родители, комната, в которой они живут и инвалидная коляска. Такие дети редко общаются со сверстниками, так как многие еще не научились воспринимать их как обычных людей, способных на полноценную жизнь, разве что через интернет. Постепенно такой ребенок замыкается в себе и слишком рано узнает, что такое одиночество, получая необходимую информацию и обучение только при помощи интернета. Обычно таким детям нужна помощь, чтобы они чувствовали себя нужными и способными на многое, получали достаточно живого общения. Помочь может в этом учитель.Учитель по природе своей профессии – созидатель. Созидатель с большой буквы, ибо он учит ребенка, вкладывает в него душу, отдает сердце. Главным показателем уровня педагога является полноценная разносторонне развитая личность. Работая, учитель должен уметь чувствовать ребенка и уважать его. Нужно строить свою деятельность таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку.ЭССЕ НА ТЕМУ:«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» Современные тенденции развития инклюзивного образования ставят перед педагогической наукой и практикой задачи поиска оптимальных условий обучения и воспитания детей с различными нарушениями и требующие специальные образовательные программы и условия обучения. Эмпирический опыт показывает, что для обучения, развития и воспитания детей с ОВЗ необходим дифференцированная система специальных учреждений с учетом тех или иных технологических особенностей детей.Для этого необходимо внедрить в систему образования новый подход в обучении детей с ограниченными возможностями – это интегрированные учебно-методические комплексы предметов одного и того же цикла. Например, обучать не отдельным предметам: математике, физике, химии и т.п., а одной дисциплине, объединяющей эти предметы в естественнонаучный цикл, внедряя комплексный интегрированный подход.ЭССЕ НА ТЕМУ:«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» «Инвалид»… – это очень резкое и страшное слово, тем более по отношению к ребенку. Наверное, поэтому в европейских странах, таких как Англия и Германия никогда не употребляется термин «ребенок-инвалид». Таких детей там называют «детьми с нарушениями», «детьми с ограниченными возможностями» или «детьми с образовательными трудностями». Современное общество должно помочь детям с ОВЗ поверить в себя. И главная роль в этом процессе отводится именно учителю, педагогу, «провожатому», «ведущему». Давайте сделаем так, чтобы в мире стало больше счастливых и талантливых людей! Счастье заключается в том, чтобы ХОЧУ, МОГУ и ДОЛЖЕН имели одинаковое значение.ЭССЕ НА ТЕМУ:«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»ХОЧУ, МОГУ и ДОЛЖЕН !!!!