Технология «Проблемного диалога» как образовательная технология новых федеральных государственных образовательных стандартов.


Технология «Проблемного диалога» как образовательная технология новых федеральных государственных образовательных стандартов. Актуальность технологии проблемного обучения определяется развитием мотивации к учебной деятельности, что становится возможным при разрешении противоречий и проблемных ситуаций на уроке. Химию невозможно выучить или зазубрить, ее нужно понимать. Только в этом случае можно говорить о качестве образования. Когда учащиеся часто преодолевают посильные трудности, сами находят ответы на различные проблемные ситуации, они лучше понимают предмет, лучше усваивают его, у них возникает потребность в получении новых знаний, умений и навыков. Решение учебных проблем создаёт хорошие условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. 24% {7DF18680-E054-41AD-8BC1-D1AEF772440D}Классы2011-2012 учебный годКлассы2012-2013 учебный годКлассы2013-2014 учебный год«5»«4»«3»«2»Ср.балл«5»«4»«3»«2»Ср.балл«5»«4»«3»«2»Ср.балл8А6101323,659А71113-3,810А7108-3,968Б281713,49Б31213-3,6410Б485-3,94 Существует два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее. Побуждающий от проблемной ситуации диалог {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АнализУчительУченикПредъявление противоречивых мнений.Все вы с утра пьете чай, кофе, какао, куда кладете сахар. Сахар при этом растворяется. К какому явлению относится процесс растворения и почему?К физическому, т.к. не происходит превращения веществ.Побуждение к осознаниюТеперь рассмотрим растворение некоторых веществ (показываем растворение серной кислоты, безводного сульфата меди (II), хлорида аммония). Что интересного заметили?При растворении серной кислоты выделяется теплота, при растворении сульфата меди (II) – изменение цвета, а при растворении хлорида аммония – поглощение тепла.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Побуждение к проблемеТак к какому явлению относится процесс растворения?К химическому, т.к. присутствуют признаки химической реакции. Но изменение веществ не происходит? (проблемная ситуация)ВопросФиксируется на доске Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АнализУчительУченикЗадание на новый материалРаспределите вещества, формулы которых перед вами, на несколько групп (в задании даем формулы только сложных веществ, принадлежащих к различным классам)Работают в группах по 5 человек. Деление предлагается абсолютно разное, чаще всего делят на вещества, состоящие из 2-х элементов и на вещества, состоящие из 3-х элементов, второй способ – вещества, содержащие кислород и вещества, не содержащие кислород (проблемная ситуация)
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Побуждение к осознаниюЗадание было одно, а выполнили вы его как?по-разному (осознание противоречия).Побуждение к проблемеПочему так получилось? Чего мы пока еще не знаем?Как делятся вещества (не точная формулировка темы) Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АнализУчительУченикПрактическое задание на ошибкуВспомните из жизни реакции горения. Как меняется масса сгоревших веществ?УменьшаетсяПредъявление научного факта, сообщенияБыл проведен такой опыт. Кусочек фосфора поместили в колбу, которую плотно закрыли резиновой пробкой. На фосфор с помощью линзы сфокусировали лучи солнца. Вследствие этого фосфор загорелся. Взвесили колбу после реакции и оказалось, что масса не изменилась. Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?Видят противоречия (проблемная ситуация).
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Побуждение к осознаниюПроводим опыт, доказывающий закон сохранения массы.Убеждаются, что масса веществ до реакции и после не меняется. (осознание противоречия)Побуждение к проблемеЗначит какая тема урока?Изменение массы веществ во время реакции.ТемаТочнее – закон сохранения массы Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АнализУчительУченикзадание на известный материалНа доске уравнения разных химических реакций.Определите тип первой, второй, третьей реакции.  Видят на доске уравнения:1. 2H2 + O2 → 2Н2О2. 2HgO → 2Hg + O23. Zn + 2HCl → ZnCl2 + H24. ZnO + 2HCl → ZnCl2 + Н2Осоединения, разложения, замещения.задание на новый материалОпределите тип четвертой реакцииИспытывают затруднение. Выдвигают различные гипотезы. (Проблемная ситуация.)
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}побуждение к осознанию– Смогли выполнить задание?– В чем затруднение?– Нет, не смогли.– Мы такие реакции не изучали. (Осознание проблемы.)побуждение к проблемеКакой возникает вопрос?Что это за новый тип реакции? (Вопрос.)ВопросФиксируется на доске – реакции обмена Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АнализУчительУченикПодводящий к теме диалог- Какие типы реакций по числу и составу исходных и образующихся веществ мы изучали?- Определите типы реакций в данных примерах:2Н2+О2 = 2Н2ОСаО + Н2О = Са(ОН)2НСl + NaOH = NaCl + H2OZn+2HCl = ZnCl2 + H2- Определите степени окисления элементов.- Что можете сказать об изменении степеней окисления?- Значит, реакции классифицируются еще по одному признаку, какому?Реакции соединения, разложения, замещения, обмена.  СоединенияСоединенияОбменаЗамещения В одних реакциях степень окисления изменяется, а в других нет.Изменение степени окисления {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ТемаЗначит, какая сегодня тема урока? А точнее – окислительно-восстановительные реакцииКлассификация реакций по изменению степеней окисления Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АнализУчительУченик«Яркое пятно» в форме загадок1. Нахожусь, друзья, везде: В минералах и в воде. Без меня вы как без рук: Нет меня - огонь потух. 2. Первый я на белом свете: Во Вселенной, на планете. Превращаясь в легкий гелий, Зажигаю Солнце в небе.3. Нрав у газа, ох, непрост! Много жизней он унес, А сейчас нам помогает, От микробов защищает. Что общего у всех этих химических элементов? кислород водородхлорВсе они являются неметаллами?ТемаЗначит, какая сегодня тема урока?Неметаллы (Тема). ОБЩИЕ ВЫВОДЫ1. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания. Она представляет собой детальное описание проблемно-диалогических методов обучения, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Методы составляют центральную часть технологии, поскольку определяют выбор форм и средств обучения. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ2. Методы – это способы деятельности учителя на этапе введения знаний. Проблемно-диалогические методы обучения обеспечивают постановку и решение учебных проблем школьниками и представляют собой определенные сочетания приемов, вопросов, заданий. Традиционные методы обучения сводятся к сообщению учителем темы и знания в готовом виде. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ3. Проблемно-диалогические методы дают широкие возможности варьирования форм обучения (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной), в то время как традиционные методы всегда фронтальны. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ4. При проблемно-диалогических методах средства обучения (опорные сигналы, учебники, наглядные и технические средства) служат вспомогательными инструментами творческого усвоения знаний, а при традиционных методах они обслуживают репродуктивное усвоение знаний.