Презентация по географии «Агропромышленный комплекс мира. Растениеводство» (10 класс)


Задачи урока: Рассмотреть:- структуру агропромышленного комплекса мира; типы сельского хозяйства разных стран; регионы лидеры по производству сельскохозяйственной продукции; что такое «зеленая революция» и её компоненты; характеристика главных отраслей сельского хозяйства. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС – объединяет все отрасли хозяйства, принимающие участие в производстве сельскохозяйственной продукции и её доведения до потребителя. В СОСТАВЕ АПК ВЫДЕЛЯЕТСЯ ТРИ ОСНОВНЫХ ЗВЕНА: Отрасли, обеспечивающие развитие комплекса Сельское хозяйство Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию ЦЕНТРАЛЬНЫМ ЗВЕНОМ АПК ЯВЛЯЕТСЯ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: ЖИВОТНОВОДСТВО РАСТЕНИЕВОДСТВО Таблица. Структура агропромышленного комплекса мира. Вспомните из курса географии 9 класса какие отрасли АПК обеспечивают развитие комплекса, какие отрасли занимаются переработкой с/х сырья? Из каких подотраслей состоит животно-водство и растениеводство? Сельское хозяйство – вторая по значимости после промышленности отрасль материального производства. О масштабах современного мирового сельского хозяйства говорят следующие данные: - около 50 % экономически активного населения мира занято в сельском хозяйстве, это 1,3 млрд. человек (вспомните количество занятых в ми-ровой промышленности); в мировом валовом продукте доля сельского хозяйства составляет около 10 % (вспомните, а какова доля промышленности в мировом ВП); Однако, темпы роста мирового сельского хозяйства в последнее время очень сильно замедлились. Если в 1970 гг. доля сельскохозяйственной продукции в мировом экспорте составляла 20 %, то в в настоящее время эта цифра упала до 10 %. Доля занятых в сельском хозяйстве в разных странах (в % от всего занятого населения) СТРАНА ЗАНЯТЫХ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ СТРАНА ЗАНЯТЫХ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ СШАКанадаРоссия 3 % 4 % 14 % ПольшаКитайТанзания 25 % 60 % 85 % Смотри карту Проанализируйте карту. В какой группе стран преобладает доля занятых в сельском хозяйстве? В развивающихся странах более 30% экономически активного населения занято в сельском хозяйстве. Сопоставьте эту карту с политической картой мира и отметьте страны в которых доля занятых в с/х превышает 80 %. страны Климатический пояс Производство пшеницы ( млн.т) Урожайность пшеницы(ц\га) Производство молока (млн.т) Франция умеренный 35,4 67,4 24,2 Турция умеренный 20 21,5 10 США субтропический 57,3 28,3 82,5 Алжир субтропический 2,7 15,1 1,5 Бразилия Тропический 2,5 15,9 25,3 Эфиопия тропический 2,8 18,1 1,7 ТИПЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ТОВАРНОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ИНТЕНСИВНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ ИНТЕНСИВНОЕ ЖИВОТНОВОДСТВО Представляет собой крупные, хоро-шо организованные плантации и фермы, использующие машины, наемную рабочую силу, удобрения и ориентированы на внутренний и внешний рынок. ПЛУЖНОЕ И МАТЫЖНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ ПАСТБИЩНОЕ ЖИВОТНОВОДСТВО КОЧЕВОЕ СКОТОВОДСТВО Представляет собой малотоварное с/х, обеспечиваю-щее пропитание семьи. ТИПЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ТОВАРНОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ Преобладает товарное с/х, характер-но: высокий уровень механизации и химизации, внедрение микроэлектро-ники, автоматизации, использование новейших достижений селекции и ге-нетики. В США один фермер «кормит» - 50 - 70 человек. Преобладает потребительское, малотоварное с/х, преимущественно растениеводческого направления. Представлен сотнями миллионов мелких и мельчайших хозяйств. Основными орудиями труда остаются деревянная соха, мотыга. Районы «сытости»   Районы «голода» РЕГИОНЫ – ЛИДЕРЫ ПО ПРОИЗВОДСТВУ С/Х ПРОДУКЦИИ Проанализируйте карту «Сельское хозяйство». Какие регионы мира являются лидерами по производству сельскохозяйственной продукции на душу населения? США и Канада Бразилия и Аргентина Зарубежная Европа Австралия Япония Понятие «зелёная революция» получила распространение в 60 годы ХХ века. Оно означало преобразование сельского хозяйства на основе достижения науки и техники. Первыми этот путь прошли развитые страны в 50 годах. А затем этот процесс охватил развивающиеся страны. Быстрый рост населения развивающихся стран привел к большому увеличению нагрузки на пахотные земли, эти страны испы- тывали хронический голод. И «зелёная революция» была воспринята в них как реальная воз-можность выхода из критического положения. Однако появились и нежелательные экологи-ческие последствия (результат применения химических удобрений и ядохимикатов). «ЗЕЛЁНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТРИ КОМПОНЕНТА I II III Выведение новых скороспелых сортов сельскохозяйственных культур и продуктивных пород животных. Расширение ирригации (орошение) Индустриализация сельского хозяйства, широкое применение современной техники и удобрений. РАСТЕНИЕВОДСТВО Растениеводство остается главной отраслью сельского хо-зяйства мира, так как играет важную роль в обеспечении населения Земли продовольствием, а некоторых отраслей промышленности сырьём. В составе растениеводства выделяют несколько отраслей: - выращивание зерновых культур (зерновое хозяйство); выращивание сахароносных культур; выращивание масленичных культур; выращивание непродовольственных (технических) куль- тур;- выращивание плодовых культур. Диаграмма. Мировое производство продовольственных культур. Какая отрасль растениеводства лидирует по сбору продукции?Какие культуры можно назвать «царицами» растениеводства? Структура растениеводства Культура Центры возникновения Районы выращивания Страны-лидеры  по выращиванию Используя текст учебника, сообщения учащихся и слайды презентации заполнить таблицу Археологические исследования свидетельствуют: Пшеница была известна в странах Передней Азии за 5 – 6 тыс. лет до нашей эры; после Великих географических открытий пшеница «мигрировала» в Новый свет и другие вновь открытые территории.Рис – также очень древняя культура, возделывавшаяся в Китае за 5 тыс. лет до нашей эры; в эпоху Великих географических открытий рис был завезен в Америку.Кукуруза напротив в этот период была вывезена из Америки в Европу. ЗЕРНОВОЕ ХОЗЯЙСТВО Первое место по значению принадлежит зерновым культу-рам, примерно 55% зерновых употребляют в пищу и 45% используют как фуражное зерно (корма для животных). К числу зерновых относятся пшеница, рис, кукуруза, яч-мень, рожь, овес, сорго, просо. Наибольшие посевные пло-щади занимают три главные зерновые культуры: пшеница, рис, кукуруза (рисунок 1 показывает структуру посевных площадей зерновых культур в %). Рис. 1. Структура посевных площадейзерновых культур в %. Страны – лидеры по производству пшеницы Страны – лидеры по производству риса Страны – лидеры по производству кукурузы Китай, США, Индия, Россия, Франция. Китай, Индия, Индонезия, Бангладеш, Вьетнам. США, Канада, Бразилия, Мексика, Франция. 15 % зерна поступает на мировой рынок. Главными экспортерами являются: Канада, США, Аргентина, Австралия, Франция. Мьянма, Таиланд. США, Франция, Канада. Масличные культуры Соя (США, Бразилия, Аргентина, Китай). Подсолнечник (Аргентина, Россия, Украина, Балканские страны). Арахис (Индия, страны Западной Африки). Оливки (Италия и другие страны Средиземноморья). Лен, рапс, кунжут, клещевина, кокосы Самая распространенная клубнеплодная культура – картофель Родина картофеля – Южная Америка, нагорье Перу (теперь это в основном культура умеренного пояса Северного полушария). В Европу он был завезен в 1536 году. В Италии он получил название «тартуфоль», которое затем трансформировалось в «картуфоль» и современное «картофель».  В Россию картофель попал благодаря Петру I, который привез мешок картофельных клубней из Голландии и распределил их по различным областям страны.  Больше всего картофеля собирают Китай, Россия, Индия, Польша, США. Рис. 2. Сахарная свекла. Рис. 3. Сахарный тростник. САХАРОНОСНЫЕ КУЛЬТУРЫ Ассортимент сахароносных культур представлен только двумя культурами (рис. 2 и 3). 65% - сахара производят из сахарного тростника 35% - сахара производят из сахарной свеклы Умеренный пояс Франция США ФРГ Украина Россия Субтропический пояс Бразилия Индия Куба Китай Пакистан Главные производители К числу главных экспортеров сахара относятся Бразилия, Таиланд, Австралия, Куба, Франция, Украина. Бахчеводство: 70% Азия Плодово-ягодные культуры . Китай, Индия, Бразилия, США, Италия Виноградарство Италия, Франция, Испания, США Цитрусы США, Бразилия, Испания, Италия, Китай, Япония Бананы Эквадор, Коста-Рика, Панама, Индия, Бразилия, Филиппины, Мексика Плодоао-ягодные культуры, виноградарство, цитрусовые, бананы Тонизирующие культуры Родина чая – Китай, и теперь 4/5 мирового сбора чая дают страны Азии, особенно Индия, Китай и Шри-Ланка.Родина кофе – Африка, а 2/3 его сбора дают страны Латинской Америки, особенно Бразилия и Колумбия. В Латинской Америке преобладает кофе сорта «арабика», в Африке и Азии – «робуста» (быстрорастворимый кофе).Родина какао – Америка, но теперь основные его производители находятся на Гвинейском побережье Африки (Кот-д′Ивуар, Гана, Бразилия). Непродовольственные культуры Хлопчатник: производители – страны Азии (Китай, Индия, Пакистан, Узбекистан), Америки (США, Бразилия, Аргентина, Мексика), Африки; потребители – Зарубежная Европа, Япония и страны Юго-Восточной Азии.Лен: производители и потребители Россия и Беларусь. Натуральный каучук: производители – Индонезия, Малайзия, Таиланд; потребители – Зарубежная Европа и Япония.Табак: производители – Китай (2,7 млн. тонн), США, Индия, Бразилия, страны СНГ; потребители: развивающиеся страны, поскольку в развитых ширится массовое движение против курения. Тест 1.Наибольшее количество зерна на душу населения производится в:1. Индии и Канаде2. Аргентине и Франции3. Нигерии и Египте4. Дании и Венесуэле 2. Крупнейшими мировыми производителями пшеницы являются:1)Бразилия и Австралия2) Китай и Индия3) Германия и Польша4) Аргентина и Индонезия 3.   Ведущей зерновой культурой в большинстве стран Европы и Юго-Западной Азии является:1) рис          2) кукуруза         3) рожь         4) пшеница  4. Ведущей  зерновой культурой в большинстве стран Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии является:1)Кукуруза         2)  просо            3)  рис        4)   пшеница 5. Ведущей зерновой культурой в большинстве стран Латинской Америки и Восточной Африки является:1)Ячмень            2)кукуруза            3)пшеница         4)рис Взаимопроверка ответы 1-2, 2-2, 3-4, 4-3, 5-2 Домашнее задание 1. Стр.150-157 учебника, прочитать2. Проработать конспект в тетради3. Задание 16 на стр. 183 письменно (на 4)4. Подготовить сообщение на выбор:Скотоводство, свиноводство, овцеводство, рыболовство мира (на 5) Ответьте на вопрос Как я работал на уроке?Что я узнал нового?Что я дополнительно хочу узнать по данной теме?Трудно было…Мне понравилось…Мне не понравилось…