Технологическая модель формирования коммуникативной компетенции в рамках экспериментальной деятельности по апробации УМК по русскому языку под редакцией Е.А.Быстровой.


Технологическая модель формирования коммуникативной компетенциив рамках экспериментальной деятельности по апробации УМК по русскому языку под редакцией Е.А.Быстровой. Выступление СЕРГЕЕВОЙ Т. П., учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Щигры Курской области », участника эксперимента по апробации УМК по русскому языку под редакцией Быстровой Е. А. Лингвистическое исследование Текст – основная дидактическая единица Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица. Этот вид деятельности позволяет отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; обучать анализу текста, обращая внимания на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров. Работа над комплексным анализом текстаНапример: в комплексе представлены тексты о русской истории, архитектуре, известных лингвистах, тематически многоплановый материал о статусе человека в обществе и природе. Авторы книги предлагают тексты различных жанров: сказки, легенды, басни, рассказы, сказочные повести, стихотворения. Работа над комплексным анализом текста как видом интегрированной речевой деятельности в учебнике представлена с опорой на принцип системности, непрерывности в соответствии с методическими и дидактическими целями и задачами урока. Данный вид деятельности традиционно начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы, идеи, проблематики, типа и стиля текста, составление плана. Инновационным и заслуживающим внимания, на мой взгляд, является тематическое, стилистическое, жанровое многообразие текстов для анализа. Отношение к русскому языку как национальной ценности, общекультурному наследию России, общемировому культурному наследию Работа над комплексным анализом текста Интересной методической находкой является «прогнозирование» содержания текста на основе его названия и сопоставление первоначальных предположений с выводами, возникшими после прочтения и обсуждения. Многие явления окружающего мира неоднозначны: умение предусмотреть различные (как позитивные, так и негативные) проявления природы сущего позволит личности избежать социальных, нравственных, да и материальных потерь.Например: текст «Синие волны» А.Дорохова, «Журавли» А. Яшина., «Хозяин» (По В. Баныкину) и другие. стилистический и типологический аспекты анализа текста Узнаваемые стилистический и типологический аспекты анализа текста в книге получили свое дальнейшее развитие: представленные тексты иллюстрируют примеры сочетаемости стилей и типов речи. Принцип системности лежит в основе работы над средствами связи предложений в тексте, что способствует формированию навыков правильного речевого оформления текста, развитию логичности и точности в процессе построения высказывания.Например:Можно ли сказать, что в этом отрывке представлена только разговорная речь? Докажите примерами из текста.Какие типы речи представлены в тексте? Докажите свою точку зрения. Какие фрагменты текста представлены как рассуждение? Устно докажите свое мнение, приведите примеры из текста.