Презентация по защита методической разработки по теме «Коррекционная работа по формированию связной речи у учащихся с ОВЗ на уроках ознакомления с окружающим и развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»


«Коррекционная работа по формированию связной речи у обучающихся с ОВЗ на уроках ознакомления с окружающим и развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» Выполнила учитель начальных классов МКС(К)ОУ «СКОШИ VI вида» Иванова Любовь Алексеевна г.Балахна 2014 г Пояснительная записка В основе системы работы по развитию связной речи в коррекционной школе лежит комплексный подход, направленный на решение на одном уроке разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих все стороны речевого развития и развития высших психических функций школьников с ОВЗ. Развитию связной речи уделяется внимание на всех уроках, а на уроках «Развития речи на основе ознакомления с окружающим» – это постоянное направление в работе по развитию речи.Ведущим принципом системы уроков развития речи является взаимосвязь речевых, коррекционных и воспитательных задач, которые на каждом возрастном этапе реализуется в разнообразных сочетаниях. Цель: коррекция недостатков общего и речевого развития детей с ОВЗ, их познавательной деятельности. Задачи:повышение речевой мотивации обучающихся;коррекция недостатков общего и речевого развития обучающихся;расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;развитие наглядно-образного мышления, зрительной и слуховой памяти. Актуальность проблемы Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с ОВЗ и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.Обладая развитой связной речью, учащиеся могут давать развернутые ответы на вопросы школьной программы; аргументировано и логично излагать свои собственные суждения; воспроизводить содержание текстов из учебников, художественных произведений. Ожидаемые результаты Обучающиеся должны научиться :называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости; употреблять различные части речи при составлении предложений;употреблять различные виды предложений; активно участвовать в беседе;связно высказываться на предложенную тему;выразительно, логически последовательно пересказывать предложенный текст. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися с ОВЗ Речевая активность детей с ОВЗ очень слаба и довольно быстро истощается. Недостаточность волевой сферы таких детей играет определенную роль в нарушении протекания речевых высказываний. Почти 70% младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата имеют более или мене выраженные нарушения речевой моторики, которые негативно отражаются на развитии речи в целом. Позднее начало речи, ограниченный языковой опыт, грубые дефекты произношения закономерно приводят к недостаточному накоплению словаря. Слабое осмысление материала, недопонимание логики событий, нарушение временных связей затрудняет формирование у них связной речи. Уровень развития связной речи обучающихся 2 класса Употребление различных видов предложений Употребление различных частей речи при составлении предложений Пересказ текста 1. Понимание содержания текста2. Полнота содержания текста3. Логическая последовательность пересказа4. Плавность речи5. Выразительность речи Требования к организации занятий по развитию связной речи Создание соответствующих условий для возникновения у детей потребности говорить. Работа над логикой высказывания. Организация языковой основы для высказывания. Четкая постановка перед детьми цели высказывания.Организация самого высказывания. Многократная тренировка в устных связных высказываниях с использованием разнообразной тематики и видов упражнений. Направления работы по развитию связной речи обучающихся 1. Словарная работа: обогащение словаря за счет введения новых лексических единиц, уточнение значения уже известных слов, активизация пассивного словаря детей.2. Работа над предложением: отработка содержательной стороны предложения, формирование навыков точного и полного отбора слов для выражения мысли, формирование грамматического плана предложения. 3.Работа с текстом. Использование мнемотехники на уроках Мнемотехника - использование символов, заместителей, графических аналогий, схем, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций.Использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Мнемодорожки Тема урока «Овощи» Мнемодорожки Тема урока «Посуда» ________________________ ________________________ В ЗА НА Тема урока «Время года: весна» Тема урока «Собака» Картинный план Использование приемов театрализации Куклотерапия Использование приёмов биоэнергопластики и кинезиологии Задания контрольной диагностики уровня сформированности связной речи уч-ся 4 класса Составить связный рассказ, используя картинный план.Составить рассказ по сюжетной картинке без плана.Пересказать текст используя словесный план.Пересказать отрывок из текста без опоры на план. Результаты диагностики2 класс 4 класс Пересказ текста 2 класс 4 класс 1. Понимание содержания текста2. Полнота содержания текста3. Логическая последовательность пересказа4. Плавность речи5. Выразительность речи Заключение Проводимая коррекционная работа по развитию устной речи помогает детям с ОВЗ связно излагать свои мысли в процессе обучения по всем предметам, способствует полноценному общению с людьми, преодолению речевой замкнутости, неуверенности в себе, помогает успешной социализации детей в общество.