Презентация по осетинской литературе :Фыд?лты фыд?гъдау – иун?джы хъысм?т


Фыдӕлты фыдӕгъдау – иунӕджы хъысмӕтУрочы темӕ:Эпиграф «Туг тугӕй не’хсадӕуы» Хетӕгкаты Къоста фыста: «Особайы заман ирон лӕгӕн амарын ӕмӕамӕлын синонимтӕ уыдысты: абон искӕйы маргӕйӕ,уый зыдта, йӕхи дӕр ын кӕй амардзысты, райсом куы нӕ уа, уӕд иннӕбон, кӕнӕ къуырийы фӕстӕ». Бирӕ ирон мыггӕгтӕ – иу дӕсгай азты дӕргъы туджджынтӕй баззадысты, ӕмӕ афтӕмӕй сӕфтысты. Ирон ӕгъдӕутты ӕмбырдгонд 1836 аз. «Кӕй амардӕуы, уымӕн йӕ хӕстӕджытӕй алкӕуылдӕр ӕвӕрд ӕрцӕуы ахджиаг хӕс – марӕгӕй ӕмӕ йӕ хӕстӕджытӕй ӕгъатырӕй туг райсын. Уыцы хӕс чин ӕ сӕххӕст кӕна уымӕ кӕсы стыр худинаг, йӕ бинонтӕм ӕмӕ суанг йӕ мыггагмӕ дӕр – маст ӕмӕ ӕфхӕрд». Туджджынты цард – бирӕгъы цард Ӕгъдауы амӕттагФыдӕлты фыдӕгъдау – иунӕджы хъысмӕтТугисӕгӕн йӕ хӕцӕнгарз ифтыгъд ӕдзух Закъон x1x ӕнусы ӕмбисыС устройством военных судов на Кавказе в XIX в. убийство по кровомщению было запрещено и виновные ссылались в арестантские роты и в Сибирь на поселение, однако обычай кровной мести пустил такие корни в обществе, что искоренить его не удавалось. Народ не хотел согласиться с тем, что право наказания принадлежит власти, государству, а не обиженному, поэтому наказание виновному не воспринималось как справедливое. Туг исыны цаутӕ фӕкъаддӕр канынмӕ тырнгӕйӕ, ирон ӕхсӕнад ӕнусты дӕргъы сфӕлдыста бирӕ ӕгъдӕуттӕ туг исыны хъуыддагӕн кӕрон скӕныны тыххӕй. Арӕхдӕр дзы ӕмбӕлыдысты: марӕджы мыггаг – иу марды мыггагӕй йахицӕн лӕппу скодта; марӕджы мыггагӕй – иу туджы аргъ бафыста; марӕджы мыггаг иу- туджы аргъы хуызы моймӕ лӕвӕрдтой чызг ӕфхӕрд баййафӕг мыггагмӕ; кӕй-иу амардтой,уый мад –иу- марӕгӕй йӕхицӕн лӕппу скодта. Что касалась примирения сторон, это традиция сопровождалась присягой, клятвой, на народном собрании -  ныхас, в основном в дагомском суде, где медиаторы выносили свой вердикт, что более не прольется кровь ни с какой стороны, и это стороны безоговорочно должны были соблюдать. После чего делалось примирительное угощение, которое обязан был сделать виновный, конечно после выплаты кровной цены. Так же примирение было связано с присягой, самой страшной из которых считалась присяга в «лаузгæнæн», на могиле  убитого в присутствии свидетелей, подводили подозреваемого к могиле покойного и заставляли поклясться в своей невиновности.   А.Х. Магометова что: « Таким образом, судебный процесс у осетин был основан на принятии присяги ответчиком и на подкреплении ее присягой определенного числа его родственников -соприсягателей ». Но также у осетинского народа был ряд обычаев, благодаря чему он и выживал в таких сложных ситуациях. Некоторые правила и еще один обычай А.Х. Магометов сам же и описывает: «Древний осетин, хотя и свято выполнял обычаи кровной мести, но в то же время тяжело переносил его жестокость и нестерпимый гнет. Возможно поэтому он «изобрел» правила (возведенные также в степень святости), согласно которым убийца мог избежать навсегда или временно кровной мести (ответного убийства). Убийца мог избежать расправы в том, случае, если бы он смог прибежать и внезапно проникнуть в дом влиятельного лица и надеть на себя его шапку или обвести вокруг шеи очажную цепь в его сакле, или же броситься ему в ноги и покрыть себя полою его черкески. В каждом из этих случаев убийца в лице этого влиятельного односельца приобретал надежного защитника и покровителя, который с этого момента даже ценою собственной жизни должен был его охранять. А если же случалась, что «он выдавал его преследователем, то такого хозяина считали позором всего аула и родственники преступника преследовали его кровавой местью»…В качестве спасительной меры убийца мог воспользоваться и таким обычаем, который разрешал ему обратиться за защитой к самой матери убитого. Происходило это в такой оригинальной форме: убийца ее сына прибегал к ней и обивался, чтобы она дала ему пососать свою грудь. Если ему удавалась этого добиться, то отныне рука мести отводилась от него, и, более того, он считался усыновленным матерью убитого (как говорят в таких случаях, он занимал теперь место ее убитого сына, а сестры последнего приобретали в его лице брата)».