Презентация по литературе по рассказу Казакова Тихое утро


Юрий Павлович Казаков.Рассказ «Тихое утро».Взаимоотношения детей. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. Читательская конференция по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро» Цель: кратко познакомить учеников с творчеством Ю.Казакова; совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных характеристик героев; проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев; воспитание на конкретном материале гуманистических чувств человека: любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание. Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое человеческое сердце. А.И. Солженицын. Юрий Казаков1927 - 1982 № п/п Утверждение +/- 1. Юрий Петрович Казаков родился в Петербурге. 2. Родители – бывшие крестьяне. 3. Ю. Казаков был не единственным человеком в своем роду, который занимался литературной деятельностью 4. Писателем стал примерно в 14 лет. 5. Писатель играл на виолончели, на этот род деятельности повлияли родители. 6. В скором времени Юрий Павлович стал играть на контрабасе. Закончил музыкальную школу, работал в оркестрах. 7. Литературной деятельностью стал заниматься исключительно ради известности и славы. 8. Казаков мечтал о трех профессиях – дирижёр симфонического оркестра, писатель и слесарь ремонтных работ. 9. При всём при этом, тяга к писательской деятельности отсутствовала. 10. Но отношение к моим произведениям в редакциях было хорошее. 11. В 1953г. Был принят в Литературный институт. Прочитайте автобиографию писателя на стр.186-187. Урок №1. ЦЕЛЬ - слово о писателе. Обучение выразительному чтению по ролям. Писатель Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В «Автобиографии» (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие». Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончил в 1951. Найти постоянное место в оркестре оказалось трудно, профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на танцплощадках. Но уже в 1952 его увлекает литературное творчество, он пишет первые произведения.Поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1958. С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы Ю.Казакова. В одном из писем он писал: «Задумал я не более, не менее, как возродить и оживить жанр русского рассказа». Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – «Голубое и зеленое», «Легкая жизнь», «Некрасивая» и др. Вскоре вышла его первая книга «Арктур – гончий пес» Рассказ стал его излюбленным жанром. Герой прозы Казакова – человек внутренне одинокий, с утонченным восприятием действительности, с обостренным чувством вины. Чувством вины и прощанием проникнуты последние рассказы «Свечечка» (1973) и «Во сне ты горько плакал» (1977), главным героем которых, помимо автобиографического рассказчика, является его маленький сын. При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: «По дороге» (1961), «Голубое и зеленое» (1963), «Двое в декабре» (1966), «Осень в дубовых лесах» (1969) и др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове, поморском сказочнике Писахове и др. В возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался. Посмертно была издана книга «Две ночи» («Разлучение душ»), в которой были собраны еще не опубликованные им произведения, в том числе и незаконченные. Домашнее задание: Дочитать рассказ до конца.Стр.201 – письменно: 1в. - №1, 2в. - №2. Юрий Павлович Казаков.Рассказ «Тихое утро».Взаимоотношения детей. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. Урок №2. ДОБРО И ЗЛО Добро - поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой. Зло –поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей. Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое человеческое сердце. А.И. Солженицын. Тема рассказа - дружба двух мальчиков, взаимовыручка, взаимопомощь Идея рассказа - дружба познается в беде, взаимовыручку можно считать мерилом нравственности. «Узнай героя» «Подсыпав червякам свежей земли, он побежал вниз по тропинке, перевалился через плетень и задами пробрался к сараю, где на сеновале спал его новый приятель.» 2) «Ладно, пусть… Пускай издевается. Они меня еще узнают. Я не позволю им смеяться! Подумаешь, велика важность босиком идти! Воображалы какие!» 3) «Он вздрагивал, касаясь холодного тела, глядя на мертвое, неподвижное лицо, торопился и чувствовал себя таким усталым, таким несчастным. 4) «Он оперся слабыми руками, привстал, точно собирался куда-то немедленно бежать, но снова повалился, снова зашелся судорожным кашлем, брызгаясь водой и корчась на сырой траве». Яшка Краткая характеристика героев Где родился герой?2. Как мальчик чувствует себя в деревне?3. Как герой относится к рыбалке? Готовятся выйти на рыбалку Проблемный вопрос Смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему? «Володе стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому. Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга!» Деревня в предрассветный час необычна. Она, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. «В тумане рыба берёт – успевай таскать!» – скажет позднее Яшка Володе. Природа вызывает у Яшки радостное настроение. По дороге к реке Яшка Володя щедрый , словоохот-ливый рассказчик счастливый, благодарный слушатель Найдите в тексте, как ребята шли к реке + описание природы «Вышли на бугор, свернули вправо, лощиной спустились вниз, прошли тропкой через льняное поле, и тут совсем неожиданно перед ними открылась река. Она была небольшой, густо поросла ракитником, ветлой по берегам, ясно звенела на перекатах и часто разливалась глубокими мрачными омутами. Солнце наконец взошло; тонко заржала в лугах лошадь, и как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг; еще отчетливей стала видна седая роса на елках и кустах, а туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена, темные на дымчатом фоне близкого теперь леса. Рыба гуляла» Яшка хорошо знает деревенскую жизнь, знает природу, рыб, птиц. Он внимательный и наблюдательный Исаак Левитан «У омута» Исаак Левитан «Озеро» «…Здесь, у воды, было сыро, угрюмо и холодно». Омут Пахло сыростью, глиной и тиной, вода была черная Было сыро, угрюмо и холодно Верхушки уже порозовели от солнца Синее небо Яшка спасает «Тонет!»-с ужасом подумал… …попятился вверх, прочь от воды …холодно от ужаса.. неповоротливо и тяжело лез вверх …кинулся к деревне… …остановился…убежать никак нельзя… …прыгнул в воду, в два взмаха подплыл… небывалый ужас охватил его, Володя утопит его …в ужасе бросился к берегу …это он, Яшка, ударил, утопил его… …рванулся к Володе …всхлипнул от ужаса, вскочил, схватил Володю… …заревел горько, безутешно… «Он оглянулся: ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели, радужно горела паутина между цветами, и трясогузка сидела наверху, на бревне, покачивала хвостом и блестящим глазом смотрела на Яшку, и все было так же, как и всегда, все дышало покоем и тишиной, и стояло над землей тихое утро, а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось небывалое -- только что утонул человек, и это он, Яшка, ударил, утопил его». Слезы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. Видя улыбку Володи, Яшка плакал от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось… Яшка Володя хвастун, отходчивыйзнаток природы,любит рассказывать небылицы,самоуверенныйсклонен приписывать свою вину другому, не признавая своих ошибок скромный, сдержанныйчестный любознательный. Более образованный, чем Яшка, не уверенный в себе Сравните героев по дороге на рыбалку, во время рыбалки, спасение Володи и дорога к дому Яшка Володя городской, сдержанный, целеустремленный Деревенский,,близок природе, высокомерный, язвительный Добры, сердечны, готовы помочь друг другу проблема совести;проблема долга;любовь к ближнему;любовь к природе … описание утра солнце - мотивтуман мотив угрозы, света, радоститишина трагичности мертвая тишина борьба за жизнь Рассказ Казакова – это произведение не только о взрослении, но и о нравственной ответственности человека за свои поступки. Яшка не только спас Володю. Он поднялся на новую нравственную высоту, преодолев злость, раздражения, страх за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла настоящая истинная любовь, которая одна должна царить в душе человека. Главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным Без ошибок не прожить на свете,Коль весь век не прозябать в тиши.Только б, дочка, шли ошибки этиНе от бедности – от щедрости души.Не беда, что тянешься ко многому:Плохо, коль не тянет ни к чему.Не всегда на верную дорогу мы Сразу пробиваемся сквозь тьму.Но когда пробьешься – не сворачивай –И на помощь маму не зови… Наказ дочери Ю.Друнина Я хочу, чтоб чистой и удачливойТы была в работе и в любви.Если горько вдруг обманет кто-то, Будет трудно, но переживешь.Хуже, коль полюбишь по расчетуИ на сердце приголубишь ложь.Ты не будь жестокой с виноватыми,А сама виновна – повинись.Всё же люди, а не автоматы мы,Всё же непростая штука – жизнь… Тест 1. Жанр произведения: а) очерк; 2. В описании Яшки и Володи используется прием: 3. Во фразе: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укутана туманом» – используется: б) рассказ; в) повесть. а) сопоставление; б) сравнение; в) противопоставление. в) метафора. б) гипербола; а) сравнение; 4. Яшка разозлился на Володю, потому что: 5. «Никого сейчас не любил он, Яшка, больше Володи, ничего на свете не было ему милее этого бледного лица…», потому что: 6. «Старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы...» Чей это портрет? в) не дождался благодарности и восхищения. б) Володя пошел на рыбалку в ботинках; а) ему пришлось самому копать червей; в) не дал погибнуть человеку . а) всё было позади; б) спасая Володю, не струсил; а) Егора б) Яшки в) Володи г) Вадьки 7. По словам Яшки кто говорил, что в бочаге «осьминоги на дне лежат»? 8. Какую рыбу словил Яшка? в) Федя Костылев б) Мишка Каюненок а) Завклубом д) Карася г) Окуня в) Леща б) Сома а) Щуку 9. Когда тонул Володя, что делал Яшка? в) продолжал ловить рыбу; б) пытался его спасти; а) убежал домой; г) сам утонул. 10. Автор не утаил от читателя : 11. Кто собрался на рыбалку в ботинках? а) страха и колебаний Яшки; б) потерю удочки; в) обиду на Володю. г) Вадька. в) Володя; б) Яшка; а) Егор; 13. Кто из ребят стыдился своей неловкости? 14. Развязка в произведении: 12. Типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки – это г) Вадька. в) Володя; б) Яшка; а) Егор; г) Вадька. в) Володя; б) Яшка; а) Егор; в) описание омута. б) слёзы Яшки; а) спасение Володи; Домашнее задание: Напишите письмо от Яшки к Володе или от Володи Яшке спустя год после описанных в рассказе событий.