Консультация для педагогов на тему: Эмоциональное выгорание педагога


ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГА Выполнила: Попкова Т. С. Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.По данным исследований Н.А. Аминова, через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают все учителя.           Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Эмоциональное выгорание - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного  или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Первая стадия:- начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний;- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!» Вторая стадия:- возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Третья стадия:- притупляются представления о ценностях жизни, человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;- его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе. ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ АСПЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ:ПЕРВЫЙ – снижение самооценки.Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.ВТОРОЙ – одиночество.Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д. СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.Психофизические симптомы:- Чувство постоянной усталости не только по вечерам , но и по утрам , сразу после сна ( симптом хронической усталости );- ощущение эмоционального и физического истощения;- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;- резкая потеря или резкое увеличение веса;- полная или частичная бессонница;- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений. Социально-психологические симптомы:- Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;- частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»;- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»). Поведенческие симптомы:- Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её всё труднее и труднее;- постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает;- руководитель затрудняется в принятии решений;- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;- дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;- злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.   Качества, помогающие специалисту избежать эмоционального выгорания:1. Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.2. Опыт успешного преодоления профессионального стресса; способность конструктивно меняться в напряженных условиях; высокая мобильность; открытость; общительность; самостоятельность; стремление опираться на собственные силы.3. Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще. Экспресс оценка выгорания.Оценка результатов:0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте.1Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорченДаНет2Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедленияДаНет3Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговорыДаНет4То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученикиДаНет5На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.ДаНет6Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленноДаНет7С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизнойДаНет8О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новоеДаНет9Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертямДаНет10За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькоеДаНет Формула выживаемости профессора В.М. Шепеля: На каждые 6 часов бодрствования должен приходится 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью. Это время рекреации (восстановления физических сил организма); время релаксации (расслабления); время катарсиса (чувственной разрядки, очищения), способ переключения мыслей (вместо переживаний и попыток быстро придумать, как исправить положение).        Неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение. Если есть профессиональное сгорание, значит, есть способы его предотвращения и коррекции. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или, наоборот,  приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома. Важно помнить, что наша жизнь – это наша жизнь, наше здоровье – это наше здоровье. РЕЛАКСАЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ (ТЕХНИКА НАПРЯЖЕНИЯ И РАССЛАБЛЕНИЯ)Упражнение “Мышечная энергия” (выработка навыков мышечного контроля).Инструкция участникам тренинга: Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте! Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец — напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного... А указательный — напряжен по-прежнему! Снимите напряжение. Напрягите левую ногу — как если бы вы вдавливали каблуком гвоздь в пол. Проверьте, как распределена мышечная энергия в теле. Почему напряглась и правая нога? А в спине нет излишков напряжения?Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как если бы вам положили на спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле. Упражнение “Напряжение - расслабление”Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей. Упражнение “Дождик”Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются. Упражнение “Огонь - лед”Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего “Огонь” участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде “Лед” участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой. Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения. Упражнение “Моечная машина”Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”. Упражнение “Растем”Участники находятся в круге. Исходное положение — сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность роста до 10—20 стадий. Упражнения на осознание и принятие своих чувств. Упражнение “Чувство”Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа. Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.Вопросы для обсуждения:- Воспринимали ли вас адекватно?- Почему возникали затруднения в определении чувства?- Расскажите о своих впечатлениях. Упражнение “Передача чувств”Участники встают в затылок друг за другом. Последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.). Второй человек должен передать следующему это же чувство. У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале. Упражнение “Список эмоций”Группе предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих эмоции. Затем кто-то выходит и изображает эмоцию мимикой и жестами. Все отгадывают. Первый отгадавший показывает свою эмоцию.Усложнение: Упражнение проводится в кругу. Один человек называет эмоцию — все ее показывают.Вопросы для обсуждения:Какое слово было труднее всего показать?У всех ли было одинаковое выражение лица при изображении эмоции? Почему?Могут ли люди испытывать одни и те же эмоции и иметь совершенно разное выражение лица? Когда? (Привести пример.) Упражнение “Ассоциации”Какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”Освоение способов саморегуляции эмоционального состояния.Мозговой штурм “Способы саморегуляции в ситуации стресса”Цель: выяснение способов управления своими эмоциями.Участники делятся на группы и отвечают на вопрос:Как боретесь с негативными эмоциями?В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется тренером группы.