Прзентация Подготовка К ЕГЭ. Проблема текста


Подготовка к сочинению на ЕГЭКурс интенсивной подготовкиПроблема текстаШабельникова Н.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «Корочанская СОШ»

Проблема текста- это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.Выявление и формулирование проблемы – важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать только с этой проблемой: именно эту, заявленную вами проблему вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения.

Способы выявления проблемВыявление проблем – это всегда вопрос обобщения. Ваша задача – за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором.Помните о том, что факты, описываемые в тексте, -это иллюстрация, частный случай проявления какой-либо общей идеи, которую вам следует найти.

Типы проблемФилософскиеСоциальныеПолитическиеНравственныеЭкологическиеЭстетические



ФилософскиеСамые общие вопросы развития общества, природы, человекаСмысл жизниПознание и самопознаниеСвобода и ответственностьЧеловек и историяЧеловек и культура


СоциальныеУстройство и жизнь обществаСоциальная справедливость/несправедливостьСоздание правового государстваСоблюдение прав человекаПрогресс и обществоНаука и общество


ПолитическиеДеятельность государственной властиПолитика в жизни обществаГражданское обществоДемократияМеждународные конфликтыРазоружениеТерроризмНационализмшовинизм


нравственныеДуховная жизнь человекаЭгоизм и гуманизмДоброта и жестокостьДуховность и бездуховностьЧесть и бесчестиеИнтеллигентность и хамствоДружба и предательствоЛюбовь и ревностьКонфликт поколений (отцы и дети)Межличностные отношения (между сверстниками)


экологическиеВзаимодействие человека и окружающей средыВзаимосвязь человека и природыГлобальная экологическая катастрофаПотребительское отношение к природеЭкология культурыЭкология языка


ЭстетическиеВосприятие человеком прекрасногоВосприятие искусстваВоспитание эстетического вкусаДуховность в искусствеЧтение, роль книги в жизни человекаМассовая культура. Телевидение. Интернет


Алгоритм выявления проблемы художественного текста Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношенияхОпределите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть, благородство- равнодушие, чёрствость, эгоизм)Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые словаПроанализируйте поступки , отношения, речь героев,



От позиции автора к проблеме{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Выявите основную мысль текстаЗапишите его в виде законченного предложенияОпределите, на какой вопрос отвечает это предложениеЗапишите этот вопрос, который и является проблемой текста



Выбор одной проблемы из несколькихОбычно текст содержит 2-3 проблемы, каждая из которых может стать основой сочинения. Какую же проблему выбрать из нескольких?Выбор должен определяться ответом на два вопроса:Какая проблема находится в центре внимания автора?К какой проблеме вам легче подобрать искомые аргументы?


Как сформулировать проблемуСуществует несколько способов формулирования проблемы.Проблему можно ПроцитироватьУказать номера предложений в текстеСформулировать самостоятельно своими словамиПроблема+сущ.в род.п,например: автор -поднимает проблему совестиС помощью вопросительного предложения:-Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.



Сформулировать самостоятельно своими словамиПроблема+сущ.в род.п,например: Автор поднимает проблему совестиАвтор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и детей»С помощью вопросительного предложения:-Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.


ПроцитироватьВ некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату:«Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?»-таким вопросом начинает свой текст Д.С.Лихачёв.

Типовые конструкции для формулирования проблемыПроблема (какая?)Сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т.д. Проблема (чего?)Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека и т. д.


Типовые конструкцииАвтор размышляет над проблемой..Автор текста затрагивает проблему…В центре внимания автора проблема…В тексте (имя и фамилия автора в род.п.) поднимается проблема….Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род.п.) посвящён проблеме…Текст (имя и фамилия автора в род.п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой…(имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора…Что такое честь (долг, благородство и т.д.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор…




Типичные ошибки при формулировании проблемыНепонимание проблемыНеумение сформулировать проблемуНеоправданное расширение или сужение проблемыПодмена проблемы авторской позициейПодмена формулировки проблемы пересказом


1.Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствие.ВВ чём опасность политики национализма?Можно ли избежать социальной несправедливости?В чём смысл человеческой жизни?Нужно ли заботиться об окружающих людях?Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природыА.ФилософскаяБ.ПолитическаяВ.Экологичес-каяГ.НравственнаяД.Социальная

2.Прочитайте текст, выберите правильную формулировку проблемыЧеловек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создаёт. Он творец, он создатель, он бог. Человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашёл злаки, следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны. Что такое гармония?Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?Каковы границы познания окружающего мира?Каковы перспективы технического прогресса?


Прочитайте текст. Сформулируйте и запишите проблему текстаДва богачаКогда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, -я хвалю и умиляюсь.Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспоминать об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко.- Возьмём мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на неё пойдут,- не на что будет соли добыть, похлёбку посолить…- А мы её и не солёную,- ответил мужик, её муж.Далеко Ротшильду до этого мужика!


ответПроблема: проблема доброты. Любви и милосердия.Позиция автора: автор восхищается высокой духовностью, нравственностью простого русского человека.

Прочитайте текст. Сформулируйте и запишите проблему текста. Разница между культурным и некультурным человеком может определяться несколькими способами. Но есть один практический критерий – человек сталкивается с непонятным; он может заинтересоваться или же обозлиться. Культурный человек заинтересуется, некультурный человек обозлится, раздражится. Проследите свою реакцию на такую ситуацию: я вхожу в комнату, там сидят люди и говорят на непонятном мне языке. Что я переживу? Любопытно, о чём они говорят… или страх: они сговариваются против меня, они друг друга понимают, а я их не понимаю – я сейчас же должен вооружиться. Ломоносов предложил когда-то бессмертную формулу – «пугливые невежды». Невежды пугливы, подозрительны, им кажется, что весь мир в заговоре против них. И особенно они боятся людей, которых почему-то не понимают, которые чем-то не похожи на них, которые почему-то что-то там на скрипке играют… А чёрт его знает, чего он там на скрипке играет?.. ( Ю.Лотман)
ppt_xppt_y
ответПроблема: проблема культуры (в чём проявляется культура человека?)Позиция автора: показателем культуры человека может служить его отношение к непонятному. Непонятное пробуждает в культурном человеке здоровое любопытство, желание познать новое, а в бескультурном – страх и подозрительность.
ppt_xppt_y
Список литературы1. демострационный вариант измерительных материалов ЕГЭ 2015 года по русскому языку. (Электронный ресурс).- Электрон.текст.дан. – Москва: ФИПИ, 2014.- Режим доступа: www.fipi.ru, свободный.2.Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2015 году ЕГЭ по русскому языку. (Электронный ресурс).- Электрон.текст.дан. – Москва: ФИПИ, 2014.- Режим доступа: www.fipi.ru, свободный.3. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Ростов-на Дону: Легион, 2011.