Презентация спецкурса по русскому языку Формулирование проблем исходного текста


Формулирование проблем исходного текста Критерий 1 Суть критерия Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет – 1 баллЭкзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста – 0 баллов Как сформулировать проблему? Вариант №1«Своими словами» Типовые конструкции:Автор поднимает проблему…Автор затрагивает важную проблему…Проблема, которую хотел оказать нам автор, такова…Проблема (….), поставленная автором текста, не может не волновать современного человека…Волнующую всех нас проблему… поднимает автор Вариант №2 «Цитирование» Пример"Чем должно быть в нашей жизни телевидение?" - на такой вопрос пытается найти ответ Л.Жуховицкий". Вариант №3 С помощью вопроса Что такое ….? Какую роль в жизни играет….? В чем заключается …? Эту важную проблему ставит перед нами автор. Основные группы проблем Человек и обществоЧеловек и природа Человек и культура Расширенная классификация Философские: развитие общества, место человека в мире людей, поиски смысла жизни.Социальные: устройство и жизнь общества, создание правового государства, соблюдение прав человека.Политические: деятельность государственной власти, законы гражданского общества, ужасы терроризма, национализма и шовинизма, причины международных конфликтов и войн.Нравственные: духовная жизнь человека, взаимоотношения людей (эгоизм и гуманизм, доброта и жестокость, честь и бесчестье, дружба и предательство, интеллигентность и хамство, конфликт поколений).Экологические: взаимосвязь человека и природы, потребительское отношение к природе, экология культуры, экология языка.Эстетические: восприятие человеком искусства, воспитание художественного вкуса, роль книги в жизни человека, влияние интернета и телевидения на детей и подростков. Человек и общество Типичные ошибки 1.Непонимание проблемы или неумение её сформулировать;2.Расширение или сужение проблемы;3.Чрезмерное цитирование текста;4.Замена проблемы авторской позицией. ВАЖНО ВЫБИРАЙТЕ ДЛЯ КОММЕНТИРОВАНИЯ ТОЛЬКО ОДНУ ПРОБЛЕМУ, хотя в тексте их может быть несколько! Проблема (какая?) сложная, наболевшая, актуальная, злободневная, научная, межнациональная, неразрешимая, до боли знакомая. Проблема (чего?) воспитания, образования, благородства, сохранения родного языка, возрождения личности, толерантности. Автор (что делает?) мучительно размышляет, затрагивает, анализирует, излагает, выдвигает, подробно останавливается.Автор заставляет читателя (что делать?) глубоко задуматься, серьезно относиться к..., по-иному посмотреть на..., оценить собственную позицию, с горечью понять. В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания - (какая?) проблема (чего?).- В предложенном для анализа тексте (кто?) касается (какой?) проблемы (чего?).- Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?).