Реализация метапредметных связей в преподавании географии. Смысловое чтение


Реализация метапредметных связей в преподавании географии Смысловое чтение и работа с текстом. Учебный текст в процессе обучения является одним из основных источников информации. Для активного процесса познания необходима активизация работы с текстом учебника, поиск эффективных способов усвоения знаний. Работа с опорными словами Составить текст по опорным словам (исток, устье, русло, приток, река, речная система, дельта, эстуарий.)Выбрать из текста опорные слова«Степи – это безлесные пространства в Северной Америке и Евразии, покрытые травянистой растительностью. Климат теплый с умеренным количеством осадков. Самые плодородные почвы – черноземы. Эта территория благоприятна для земледелия, поэтому в настоящее время полностью распахана. В животном мире этой зоны преобладают грызуны – суслики, суслики, мыши…» Составление графика Состав атмосферы. «…Азота в воздухе атмосферы содержится 78%, кислорода – 21%, а остальных газов, вместе взятых, всего 1%...» Составление схемы Состав гидросферы. «…Гидросфера состоит из нескольких частей. Основную часть составляет вода Мирового океана, меньшие части – воды суши (реки, озера, ледники, подземные воды) и вода в атмосфере. Атмосфера содержит водяной пар, капельки воды и кристаллики льда…» Гидросфера Мировой океан Воды суши Вода в атмосфере РекиОзераЛедникиПодземные воды Водяной парКапельки водыКристаллы льда Вопросы к тексту. Игра «Крестики-нолики» Кто? Где? Когда? Сколько? Что? Как? С какой целью? Какой? Почему? Исправь ошибки в тексте Самым крупным хищником Австралии является сумчатый волк. За огромные размеры и полосатую шкуру его иногда называют сумчатым тигром. Еще одним австралийским хищником является сумчатый медведь коала. Он проводит на дереве всю жизнь, слезая на землю только для того, чтобы поохотиться на кенгуру. Но самое удивительное животное материка – утконос. У него туловище ондатры, хвост бобра и, самое неожиданное, - утиный хвост! А еще утконос откладывает и высиживает яйца, как птица. Заполнить пропуски в тексте _______ - это огромная часть суши, почти со всех сторон окруженная ____________. Только ___ материка полностью окружены морями и океанами. Это ______ и ______. Остальные имеют связь друг с другом. Узкой полоской суши ___________ соединена с ____________, а ___________ - с __________. Узкие полоски суши, соединяющие материки, называют перешейками. Таких перешейков два - _______________ и ________________. Составление таблицы по тексту Природная зона Географи-ческое положение Почвы Раститель-ность Животные Экватори-альные леса Саванны Пустыни Перевод одного вида текста в другой Дождевой паводокСедьмые сутки дождь не умолкает, И некому его остановить.Все чаще мысль упрямая мелькает,Что и деревню может затопить.Плывут стога, крутясь несутся доски,И погрузились медленно повозки, И потонуло черное гумно.И реками становятся дороги,Озёра превращаются в моря,И ломится вода через пороги,Семейные срывая якоря.Н.Рубцов Учебный текст.Паводок – это сильный, идущий много часов, суток проливной дождь. Поднимается уровень воды в реках, озерах, заливаются дороги. Холмы и рощи становятся островами. Паводки наносят ущерб населению. Трансляция по телевизоруНа прошедшей неделе паводок затопил тысячи жилых домов. Погибли люди и скот. Число пострадавших от наводнения оценивают в несколько тысяч человек. Причиной наводнения явились сильнейшие ливни, которые продолжались в течение недели. Осадки привели к подъему уровня воды в реках до опасных отметок, произошло подтопление реками и склоновыми стоками населенных пунктов. Распределите текст в таблицу А в Африке, а в Африке Нет снега и пурги. А в Африке, а в Африке Не носят сапоги. А в Африке, а в Африке Лишь солнце и жара И не несётся в Африке На санках детвора. В Африке пустыня есть, Вся в песках – Сахара, Редкие колючки здесь, Ведь воды-то мало!А к экватору пойдешь – Лес тропический найдешь. Львы, слоны, жирафы там, Носорог, гиппопотам. Змеи, обезьяны Прячутся в лианах, А зубастый крокодил – В самой длинной речке Нил. Есть еще здесь чудо света, Сфинкс и пирамиды это. Там - вулкан Килиманджаро Дышит лавой и пожаром. Стран различных - целый ряд: Ливия, Египет, Чад, Эфиопия, Заир,Мавритания, Алжир. Географи-ческое положение Рельеф Климат Внутрен-ние воды Растительность и животный мир Народы и страны Составление плана Тема «Ледники»Как образуются ледники?Где расположены ледники?Площадь ледников. Причины изменения площади ледников.Последствия таяния ледников.Как ледники влияют на климат?Покровные ледники.Айсберги.Горные ледники. Джон Кийосаки Спустя две недели у нас в памяти остаётся Конус обучения Степень включённости в учёбный процесс 90% того что. говорим и делаем Реальная работа Активная Имитация реального опыта Ролевая игра 70% того, что говорим Проведение бесед Участие дискуссиях 50% того, что видим и слышим Наблюдение за реальным процессом Пассивная Просмотр презентаций Наблюдение за демонстрационным процессом Просмотр кинофильмов 30% того, что видим Просмотр иллюстраций 20% того, что слышим Прослушивание выступлений 10% того, что читаем Чтение Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.