Государство и русская православная церковь 1941-1953


Государство и Русская православная церковь. Реалии военных лет разрушили планы советской власти на формирование атеистического общества. Активная гражданская, патриотическая позиция Русской православной церкви, всемерно помогавшей фронту, повышавшей духовные и нравственные силы тружеников общественный резонанс, что не считаться с эти власть уже не могла. Понимая это, Сталин вместе с тем постарался использовать вновь открывшиеся обстоятельства для достижения своих прагматических целей, в частности задействовать их как один из факторов, «цементирующих» мобилизационные возможности общества в его схватке с врагом. В ночь 5 сентября 1943 года состоялась встреча советского лидера с патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием, митрополитами Алексием и Николаем. Эта встреча дала толчок процессам сближения церкви и государства. Для координации их взаимодействия был учрежден специальный правительственный орган- Совет по делам Русской православной церкви. 31 января 1945 г. с санкции властей в Москве был открыт Поместный собор Русской православной церкви, а 2 февраля Патриархов Московским и всея Руси был избран митрополит ленинградский и Новгородский Алексий. Он стал преемником патриарха Сергия, избранного на предыдущем Поместном соборе в 1943г. И умершего в мае 1944г. Выступая на Поместном соборе от имени правительства, председатель Совета по делам Русской православной церкви Г.Г. Карпов подчеркнул, что в дни тяжких испытаний церковь «не прерывала своей связи с народом, жила его нуждами, чаяниями, надеждами и вносила свою лепту в общенародное дело ». Текст этого выступления, а также обращение Поместного собора к правительству СССР и биографическая справка о вновь избранном патриархе были опубликованы в партийном официозе- газете «Правда» 5 февраля. Это свидетельствовало о том, что данные материалы готовились заранее и были приурочены к начавшейся накануне работе Ялтинской конференции глав правительств СССР, Великобритании и США. Г.Г. Карпов Дальнейшие события показали заинтересованность Сталина в использовании немалых возможностей церкви как для повышения авторитета власти в народе, так и для упрочения международного престижа СССР.В первые три послевоенных года власти санкционировали открытие около 350 церквей, узаконили возрождение 100 православных монастырей, ликвидированных в довоенный период. Ответом были письма верующих на имя Сталина. В 1946 г. была восстановлена деятельность Духовной академии при бывшей Александро-Невской лавре в Ленинграде. Церковных учреждениям и приходским общинам было разрешено иметь свои предприятия, совершать сделки, открывать финансовые счета. Местные органы советской власти нередко привлекали священников для проведения отдельных хозяйственных и политических мероприятий, таких как хлебопоставки, подписка на очередные государственные займы. Духовная академия Однако «церковный ренессанс» военных и послевоенных лет рассматривался властью лишь как политика сугубо временного характера. При этом она была адресована только Русской православной церкви и не реагировала на справедливые надежды, требования и нужды других конфессий. Немалые надежды возлагались Сталиным на подключение авторитета церкви к решению задач послевоенного переустройства международных отношений и укрепления позиций СССР в обстановке набиравшей силы «холодной войны». Речь шла об участии лояльных к власти церковных деятелей в Движении сторонников мира и его руководящем органе Всемирном совете мира, созданном в 1950г.,но прежде всего в экуменическом движении за объединение всех христианских церквей и его руководящем органе Всемирном совете церквей, учрежденном в 1948г. Однако после неудачи сталинской идеи о превращении Русской православной церкви в своего рода православный Ватикан, способный противостоять Ватикану истинному, с его антикоммунистической непримиримостью, интерес власти к церкви резко снизился, а политика сближения государства и церкви к середине 50-х г.г. постепенно сошла на нет.