Профессиональный стандарт педагога в современных условиях формирования кадровой политики


«Профессиональный стандарт педагога в современных условиях формирования кадровой политики» Генезис профессиональных стандартов. Проблемные аспекты правореализации профессиональных стандартов Профессиональный стандарт педагога утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н и имеет официальное название «Профессиональный стандарт.Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем,основном общем,среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» Стандарт вступает в силу с января 2015 года. призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, и предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право заниматься педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартом. Основная цель педагогической деятельности (согласно профстандарту «Педагог») в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании, осуществляемой учителем, воспитателем, — оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями. Профессиональный стандарт - многофункциональный нормативный документ, определяющий требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям специалистов в разных сферах профессиональной деятельности, изложенный в виде структурированных характеристик деятельности (трудовых функций). Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (Трудовой Кодекс РФ, Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта). Стандарт-это: Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.· Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.· Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.· Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.· Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. Профессиональный стандарт педагога 1. Область применения. Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования. Профессиональный стандарт педагога может применяться:а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий Цель применения Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования. Содержание профессионального стандарта педагога(часть первая: обучение) Педагог должен:1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.7. Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций . Часть вторая: воспитательная работа. Педагог должен:1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися. 10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).11.Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка). 16.  Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности) 1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся. Термины и определения применительно к педагогу 11.  Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.20.  Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.