Презентация по литературе на тему «Основной конфликт в пьесе «Вишнёвый сад». Действующие лица и авторское отношение к ним».


Антон Павлович Чехов (17 января 1860-2 июля 1904 гг.)«Чехов – это Пушкин в прозе» Л.Н. Толстой И.А. Бунин«В жизни Чехов был именно тем, чем был в творчестве, — человеком редкого душевного благородства, воспитанности, изящества, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности, при редкой правдивости…» М. Горький«…Чехов… один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, - друг, любящий её, сострадающий ей во всем, и Россия… долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям…» К.С. Станиславский «Чехов – неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном, духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы…» 1896 год – «Чайка»1897 год – «Дядя Ваня»1901 год – «Три сестры»1903 год – «Вишнёвый сад» Тема урока: «Основной конфликт в пьесе «Вишнёвый сад». Действующие лица и авторское отношение к ним».Эпиграф: «Вся Россия - наш сад». А.П. Чехов Замысел «Вишнёвого сада» возник у А.П. Чехова весной 1901 года (первые заметки в записной книжке появились на 6 лет раньше). В письме О. Книппер он сообщил, что собирается писать «4 – актный водевиль или комедию». Основная работа была закончена к октябрю 1903 года. Премьера «Вишнёвого сада» состоялась 17 января 1904 года на сцене Московского Художественного Театра (МХТ) и совпадала с 25 – летием литературной деятельности А.П. Чехова.Премьера спектакляЧехов и актёры МХТ ПроблематикаВ пьесе «Вишнёвый сад» отражен процесс социально-исторического развития России на рубеже веков и изменения, происходящие в обществе. Смена хозяев вишневого сада в пьесе символизирует эти изменения: уходит в прошлое вместе с дворянством огромная эпоха русской жизни, наступают новые времена, в которых чувствуют себя хозяевами другие люди — расчетливые, деловые, практичные, но лишенные прежней духовности, олицетворением которой является прекрасный сад. Работая над «Вишнёвым садом», А.П. Чехов ориентировался на новую концепцию изображения действительности: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». СюжетСюжет «Вишневого сада» прост. Помещица Любовь Андреевна Раневская приезжает из Парижа в свое имение (начало первого действия) и через некоторое время возвращается во Францию (конец четвертого действия). Между этими событиями — эпизоды обычной домашней жизни в заложенном поместье Гаева и Раневской. Персонажи пьесы собрались в имении поневоле, в какой-то напрасной, иллюзорной надежде спасти старый сад, старинное родовое имение, сохранить свое прошлое, кажущееся им теперь таким прекрасным, самих себя. Своеобразие сценического действияДействие 1: Приезд Раневской (май) - надежда на спасение усадьбы. Лирические воспоминания, нежные встречи.Действие 2: Разговоры - нервозность, отрезвление. Приближение торгов.Действие 3: Продажа имения (август)- герои в смятении, ждут решения судьбы. Предчувствия оправданы – вишневый сад продан за долги.Действие 4: Отъезд всех (кроме Фирса), вырубка сада (октябрь)- расставание с прошлым, отъезд, прощание. «Подводное течение» – это внутренний, незримый конфликт, который развивается зачастую вне связи с внешним и не выражается напрямую в событиях произведения. Герои пьесы «Вишнёвый сад»1.Раневская Любовь Андреевна, помещица.2.Аня, её дочь, 17 лет. 3.Варя, ее приемная дочь, 24 года.4.Лопахин Ермолай Алексеевич, купец. 5.Трофимов Петр Сергеевич, студент. 6.Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик. 7.Шарлотта Ивановна, гувернантка. 8.Епиходов Семён Пантелеевич, конторщик. 9. Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской. 10.Дуняша, горничная. 11.Фирс , лакей, старик 87 лет .12. Яша, молодой лакей. Роль образов-символов в пьесе Символ - (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. Раневская Любовь Андреевна, помещицаГаев Леонид Андреевич, брат РаневскойАня, дочь Раневской Лопахин Ермолай Алексеевич, купец Раневская: «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».Гаев: «И в Энциклопедическом словаре упоминается про этот сад».Аня: «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше».  «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».Лопахин: «Если вишневый сад… отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода». «Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает».Фирс: «В прежние времена, лет сорок - пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили… Денег было!»Трофимов: «Неужели… с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…». Владельцы усадьбы, дворяне Раневская и Гаев,- милые, добрые люди. Они не могут жить без вишнёвого сада, однако ничего не делают, чтобы его спасти, их время прошло. Купец Лопахин – деловой и практичный человек. Он любит Раневскую «Больше, чем родную» и пытается ей помочь. Но Раневская не слушает его, И Лопахин поступает как настоящий капиталист: покупает имение, чтобы разбить вишневый сад на дачные участки. Петя Трофимов и Аня – честные и благородные молодые люди. Их помыслы устремлены в будущее: Петя говорит о « непрерывном труде», Аня – о «новом саде». Однако красивые слова не приводят к конкретным действиям и потому не внушают доверия.   В конце пьесы все герои уезжают, оставив его в запертом доме на произвол судьбы. Они оставляют в этом доме свое прошлое, воплощением которого является старый слуга. Слово недотепа, произнесенное Фирсом, может быть отнесено к каждому из героев. С этим образом связана также проблема гуманизма. Почти никто не вспомнил о верном слуге, который даже в такой момент думает не о себе, а о своем хозяине, не надевшем теплую шубу. Вина за драматическую развязку жизни Фирса возлагается на всех основных персонажей «Вишневого сада».Фирс – старый слуга Лопахин — единственный герой, который все время смотрит на часы, остальные утратили чувство времени. Символично движение стрелки часов, соотносящееся с жизнью героев: действие начинается весной, а заканчивается глубокой осенью, майскую пору цветения сменяет октябрьский холод. Символичен звуковой фон пьесы: звон ключей, стук топора по дереву, звук лопнувшей струны, музыка, — способствующий созданию определенной атмосферы происходящего на сцене. Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу. Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад - символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских ремарках: "прекрасный сад", "широкий простор", звук лопнувшей струны, стук топора.  Гаев и РаневскаяЭто чуткие люди с тонкой душевной организацией. Безвольны. Привыкли жить не работая. Вырождающееся дворянство. Ермолай ЛопахинЭнергичный, предприимчивый, но чрезмерно прагматичный. Стремление к выгоде, к обогащению преобладает над душевной чуткостью. Петя и АняИдеалистичны, стремятся к лучшему, но их мечты реальными действиями не подкрепляются. Комедия – жанр драматического рода, задача которого произвести комическое впечатление на зрителей (читателей), вызывая их смех с помощью:     а) смешной наружности     б) речей (т.н. комизм слова)     в) поступков, нарушающих социально-психологические нормы и обычаи общества (комизм действия персонажей). А.П. Чехов считал «Вишнёвый сад» комедией, т.к. в пьесе есть элементы комического, основанные на недоразумениях, абсурдности происходящего: -Епиходов жалуется на преследующие его несчастья, роняет стул, после чего горничная Дуняша сообщает, что он сделала ей предложение; - Гаев беспокоится о судьбе вишнёвого сада, однако вместо решительных действий произносит возвышенную речь в честь старинного шкафа; - Петя Трофимов рассуждает о прекрасном будущем, но не может найти свои калоши и падает с лестницы. А) У пьесы «Вишнёвый сад» – двойственная жанровая природа. В ней тесно переплетены элементы комического и трагического.Б) Автор не подтверждает однозначной правоты какого-либо персонажа. Мировоззрение каждого из действующих лиц пьесы заслуживает уважения, а конфликт между ними вызван устройством самой жизни. «Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия. Я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь». К.С. Станиславский«...Мне представлялось, что «Вишневый сад» не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей». М.П. Лилина Домашнее заданиеНаписать сочинение «Время и память» на основе анализа произведения А.П. Чехова «Вишневый сад». Спасибо за внимание!