Проектная деятельность как способ развития творческих способностей обучающихся на уроках технологи


Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности Курзаева Марина ЕвгеньевнаУчитель технологии1 квалификационная категория Дата рождения: 14 января 1965 годаОбразование – высшее, закончила в 2001г. Нижегородский государственный педагогический университет, специализация – филология, квалификация - учитель русского языка и литературы Место работы: МБОУ СШ №2 п. Решетиха.Общий стаж: 32 годаСтаж педагогической деятельности: 23 годаКатегория: первая квалификационная Проектная деятельность как способразвития творческих способностей обучающихся на уроках технологии «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». Китайская пословица Организационно-педагогические обобщение опыта работы по обучению школьников методу проектов Научно-исследовательские изучение метода проектов на теоретическом и методологическом уровнях Методические включение учебных проектов в тематическое планирование уроков курса;подготовка учащихся к работе над учебным проектом;привлечение к созданию проектов учащихся по технологии, использование межпредметных связей;использование коллективной, групповой и индивидуальной видов деятельности;участие в работе научно-практических конференций школьного, муниципального уровней Наблюдая за учащимися в процессе работы над проектами мною были выявлены следующие проблемы:- «дремлющие» творческие задатки личности учащегося;- отсутствие уверенности в своих способностях;- боязнь воплощения своих идей в жизнь;- отсутствие самостоятельности в решении творческих и изобретательских задач. Учащиеся  приобретают коммуникативные навыки и умения, работать в разнообразных группах, исполняют разные социальные роли (лидер, исполнитель, посредник и т.п.), знакомятся с разными точками зрения на одну проблему. Повышение познавательной активности учащихся.Поднятие имиджа обучающихся - изготовление проектного изделия самостоятельно - от идеи до воплощения в реальность.Активное формирование у обучающихся трудолюбия, целеустремленности, ответственности.Повышение творческих способностей учащихся ученик учится самостоятельно добывать знания знания использует   для решения новых познавательных и практических задач  Идея проектной деятельности на уроках технологии Роль технологии в формированиитворческих способностей у семиклассников достаточно велика. Результаты исследования психолога показывают, что внутренняя мотивация у учащихся в 7 классах высокая (92%), и у них есть желание создавать творческие проекты и применять их в жизни. «Метод проектов - метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».Е.С.Полат Теоретические вопросы по теме метода проектов освещены в классических работах Выготского, С.Т. Шацкого, Б.В.Игнатьева, Л.Э.Левина, и др. Общим теоретическим вопросам организации обучения учащихся проектной деятельности на современном этапе развития школы посвящены исследования Л.В.Городией, Л.М.Иляевой, А.А.Карачева, П.С.Лернера, Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцева и др.Характеристика современной педагогической технологии проектов дана в работах Е.С. Полат, Родионовой В.Е.,И.С.Сергеева.Методы использования метода проектов изучались по работам Л.Б. Куценко- Барсковой и Т.В. Житиной, Н.А. Заграничной, И.Г, Добротиной. Практика показывает, что потенциал метода проектов можно использовать учителям технологии для развития творческих способностей учащихся как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Проектная деятельность одна из форм учебной деятельности способна, по мнению современных отечественных и зарубежных дидактов, сделать учебный процесс для школьника личностно -значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность, т.е. в конечном итоге создает возможности для самореализации и социализации учащихся. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие ЗАДАЧИ:освоить технологию проектного обучения;внедрять в учебный процесс проектно-исследовательскую работу; создать условия для развития творческих способностей учащихся;вовлекать учащихся во внеурочную работу с целью развития их творческих способностей и привития интереса к предмету. ЦЕЛЬ: выявить и развить творческие возможности и способности учащихся. Использование проектной деятельности как способа развития творческих способностей учащихся вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу слабым – по их реальным возможностям сильным - сложное ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОГО ВКЛАДА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВИДЫ ПРОЕКТОВ ПО ДОМИНИРУЮЩЕМУ ПРИЗНАКУ Исследовательский проект:исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования.Информационный проект:сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории. Творческий проект: максимально свободный авторский подход в решении проблемы.Практико-ориентированный проект:нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Виды проектных продуктов: Материальные: -Изготовление изделий, поделок и т.п.-Изготовление стенгазет, информационных плакатов по заданной тематике.Действенные: мероприятия.-Посадка Аллеи Славы из туи на территории мемориала в честь ветеранов ВОВ п.Решетиха;- Обновление баннеров с портретами участников ВОВ;- Георгиевская лента и галстуки к 70-летию Победы;- Постельное белье для кукольных кроваток для детского сада;- Флаг г. Мурома к районному фестивалю «Золотое кольцо России» и т.п. Класс 7-8 класс 9-11 класс Используемые виды проектов. Практико-ориентированные, информационные, творческие. Исследовательские, информационные, творческие, практико-ориентированные. Деятельность учителя и учащихся.Стадии работы над проектом -учитель направляет деятельность, отдельные этапы работы учащиеся выполняют самостоятельно;-ученики учатся планировать конечный результат, намечать пути его достижения;-ученики учатся творчески подходить к делу, наглядно и информативно представлять конечный продукт проекта. -все основные умения и навыки проектной деятельности сформированы;-преобладание творческих, исследовательских форм работы;-учитель выступает в роли консультанта. Конечный продукт проекта. «Блузка», «Платье», «Сумка», «Вышивка крестом», «Мягкая игрушка», «Комнатные растения» и т.п. «Моя будущая профессия», «Профессия - дизайнер», «Профессия - юрист», «Профессия - стилист-парикмахер», «Мережка» и т.п. Приёмы, направленные на формирование навыков проблематизации и целеполагания Анализ уже разработанных проектных продуктовИспользование элементов проблемного обучения (предметные, межпредметные проблемы) Напр. Почему ткань даёт усадку?...Игра «Прием на работу»» Приёмы, направленные на формирование навыков определения требований к будущему продукту Приёмы, направленные на формирование навыков поиска и обработки информации Упражнения на развитие навыков проектирования: «Исследовательские навыки» Анализ уже разработанных проектных продуктов.Дизайн-анализ готовых объектов.Задания на структурирование информации Приёмы, направленные на поиск новой, оригинальной идеи Приемы, формирующие навыки рефлексии Анализ уже разработанных проектных продуктов .Приёмы ТРИЗ.Приём «Мозговой штурм»Логические и эвристические методы Анализ уже разработанных проектных продуктов .Приёмы «Заверши фразу», «Рюкзак» Упражнения на развитие навыков проектирования: «Составление краткого перечня критериев» Анализ уже разработанных проектных продуктов.Игра «Подумай, как они!» - Совместная работа с ДК (фестиваль «День косы в год Козы») Внеурочная деятельность - Встречи с представителями профессий (психолог, визажист, юрист, прокурор, инспектор ГИБДД, бухгалтер, врач, пожарный, представитель пенсионного фонда) - Поездки в Володарский Центр занятости - Встречи с представителями учебных заведений г.Дзержинска, п.Красные Баки, г.Гороховца) - Совместная работа с поселковой библиотекой (встречи со специалистами, деловые игры) - Предметная неделя технологии Экскурсии (городецкий Город мастеров, музеи ОАО Сетка, Автозавода) Экскурсии Встречи со специалистами Володарский Центр занятости Встречи с представителями учебных заведений Устойчивый познавательный интерес к предмету;Стабильный уровень обученности;Прочные навыки проектно- исследовательской деятельности;Сохранение качества знаний на высоком уровне Высокая мотивация при создании творческих проектов«Чем выше интерес к предмету, тем выше творчество» Конференция МШНО (2014-2015 уч.г.:1место - Склянина Дарья, 7А (проект «Как комнатные растения влияют на нашу жизнь?»)2 место – Белая Любовь, 8СКК (проект «Блузка») 3 место – Анфилова Анна, 9А (проект «Сумка»)- Год Место выступления Тема выступления Подтверждение результатов 2014-2015 Методический семинар Рабочая программа учителя, как составляющая образовательной программы школы Выписка из протокола семинара №1 от 19.11.2014 г. Методическое совещание План коррекционной работы Выписка из протокола совещания №3 от 30.12.2014 г. Районный семинар учителей технологии Планирование современного урока с использованием проектной деятельности Приказ №27 от 29.01.2015г. Управления образования   ШМО Этапы работы над проектом Выписка из протокола ШМО №3 от 25.03.2015  2015-2016 ШМО Работа по темам самообразования Выписка из протокола ШМО №1 от 26.09.2015  Публикации на сайте Инфоурок.ру http://infourok.ru/user/kurzaeva-marina-evgenevna1- творческие проекты: «Блуза», «Сумка», «Как комнатные растения влияют на нашу жизнь?» - Рабочая программа по технологии- Информация о проведении предметной недели по технологии- конспекты уроков- презентации к урокам-  - Творческие работы учащихся - Публикации на сайте Дневник.ruhttps://dnevnik.ru/user/user.aspx?user=1693127  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000.2. Матяш, Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования / Н.В. Матяш // Педагогика. – 2000. - №4. 3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. 4. Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С. Сиденко // Завуч. – 2003. - №6.5. Павлова, М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.6. Гитман, Е. К. Проект в образовательной области «Технология» / Е.К. Гитман, М.Б. Гитман // Школьные технологии. — 2002. — № 6. 7. Горбунова, Н.В. Методика организации работы над проектом / Н.В. Горбунова, Л.В. Кочкина // Образование в современной школе. – 2000. - №4. 8. Карминский, В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе / В.Ю. Карминский // Завуч. – 2005. - №3. 9. Корнетов, Г.Б. Технологии в педагогике и образовании: современные подходы к интерпретации / Г.Б. Корнетов // Завуч. – 2005. - №1. 10. Новгородова, Н.Е. Проектирование и самоанализ деятельности преподавателя / Н.Е. Новгородова // Методист. – 2006. - №7. 11. Полякова, Н.В. Перспективные школьные технологии / Н.В. Полякова // Завуч. – 2005. - №5.