Проект: «Обеспечение доступности качественного образования через сетевое взаимодействие образовательных учреждений »


Тема проекта: «Обеспечение доступности качественного образования через сетевое взаимодействие образовательных учреждений»Разработчики:Фомичёв Владимир Сергеевич Лазарева Марина Леонидовна Зиновьева Ольга Александровна Лапина Галина Геннадьевна Кряжёва Галина Владимировна Трепова Ольга Владимировна Шпакова Валентина Николаевна Актуальность выбранной темы На основании «Плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы» во всех образовательных учреждениях должна измениться школьная инфраструктура, которая предполагает развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений.Анализ существующей ситуации по становлению и развитию сетевого взаимодействия выделяет следующие противоречия между:требованиями государственного заказа на доступность качественного образования и неравным доступом к получению образовательных услуг;социальными и образовательными потребностями обучающихся и их родителей и недостаточным набором образовательных услуг в ОУ; необходимостью профессиональной подготовки педагогов к решению задач инновационного развития и неготовностью традиционной системы образования к реализации этой деятельности;реальными изменениями социально-педагогического развития образовательного учреждения и сложившейся системой управления образовательной средой. Данные противоречия определили следующую проблему: Неравный доступ обучающихся к получению качественного образования. Предпосылками к постановке проблемы послужили следующие факторы: неравномерное распределение ресурсов образовательных учреждений и их территориальная труднодоступность.
Цели и задачиЦель проекта – создать сетевое взаимодействие образовательных учреждений средствами ИКТ, направленное на обеспечение доступности качественного образования.Подцели проекта: Создать равные возможности ОУ для использования ресурсов сети цели проекта.Обеспечить доступность образовательных услуг для обучающихся через сетевое взаимодействие ОУ средствами ИКТ.Задачи:1. Создание единой образовательной среды путем объединения усилий педагогов образовательного учреждения для получения качественного образования обучающихся.2. Повышение эффективности использования ресурсного потенциала образовательного учреждения.3. Разработка и внедрение сетевого взаимодействия средствами ИКТ, реализующего образовательные программы различных уровней образования для всех категорий обучающихся.4. Разработка научно-методического сопровождения сетевого взаимодействия. 5. Создание условий для формирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.6. Внедрение новых рычагов управления в систему образования, основанную на принципах организации сетевого взаимодействия. Анализ ситуации и желаемые результаты Авторы проекта являются представителями семи образовательных учреждений сельской местности. Немаловажным остается тот факт, что, несмотря на различие в месторасположении, статусе, наполняемости и ряде других особенностей школа должна предоставлять ребенку право получения доступного и качественного образования, осуществлять индивидуализацию обучения, иметь 100% укомплектованность школы педагогическими кадрами и высококвалифицированный педагогический состав, осуществлять его обновление за счет привлечения молодых специалистов, иметь материально-техническую базу, отвечающую требованиям современного образования.Во всех школах - участников данного проекта, имеется опыт организации сетевого взаимодействия ОУ. Внедрены и проходят апробацию: программа дистанционного обучения детей – инвалидов и обучающихся старшей школы на профильном уровне, программа сетевого взаимодействия ОУ, организованного путем перемещения обучающихся и учителей из одной школы в другую.Имеющийся способ организации сетевого взаимодействия требует материально-технических, финансовых, временных затрат и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья обучающихся и учителей, но в тоже время удовлетворяет образовательные потребности обучающихся и решает кадровую проблему.Таким образом, участники проекта имеют опыт сетевого взаимодействия, а идея проекта позволяет перейти на новый качественный уровень.Новизна проекта состоит в создании сетевого взаимодействия образовательных учреждений средствами информационных технологий, что обеспечит получение доступного и качественного образования обучающимися и решит проблему обеспечения квалифицированными кадрами. 1. Создано сетевое взаимодействие образовательных учреждений средствами информационных технологий.2. Разработана нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность сетевого взаимодействия.3. Созданы учебно-методические программы по образовательным областям.4. Созданы сетевые методические объединения педагогов.5. Образовательные учреждения сети укомплектованы педагогическими кадрами.6. Сформирована система гибких надбавок и доплат к заработной плате, стимулирующая высококвалифицированный труд педагога.7. Созданы программы индивидуального и психолого-педагогического сопровождения обучающихся.Желаемые результаты проекта: SWOT – анализ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Сильные стороныВозможностиЭкономия ресурсовПовышение мотивации молодых педагогических кадровПривлечение педагогических кадров к работеДоступность получения качественного образованияОбратная и короткая связьПовышение открытости школы для социального партнерстваУдовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихсяМатериальное стимулирование педагогических кадровРасширение спектра образовательных услугСлабые стороныУгрозыРазный технический уровень школ – участников проектаРазная степень подготовленности педагогов школ – участников проектаРазличие в уровне финансирования школ – участников проектаОтсутствие опыта работы в сетевом взаимодействииВозможные технические сбоиОтсутствие квалифицированных кадров на период запуска проектаОтказ педагогических кадров от работы в системе сетевого взаимодействияОтказ обучающихся от занятий в системе сетевого взаимодействия Проектное решениеРезультатом реализации проекта является организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений. При этом происходит выстраивание отношений между участниками сетевого взаимодействия, построенное в виде открытого общественного объединения без образования юридического лица, в состав которого входят организации и учреждения, а также созданные ими органы координации и управления. Все учреждения-участники сетевого взаимодействия сохраняют статус самостоятельных юридических лиц, действуют на основе имеющихся лицензий и свидетельств об аккредитации, двусторонних и многосторонних договоров.Так как многие сельские школы находятся в территориальной удаленности от образовательных учреждений с более высоким уровнем ресурсного обеспечения, и у ребенка нет возможности выбора образовательных услуг, наиболее перспективным направлением реализации сетевого взаимодействия представляется использование дистанционной поддержки образовательного процесса. Проект «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений» направлен на решение проблем, актуальных для большинства школ РФ: нехватка педагогических кадров, низкое материально-техническое обеспечение, территориальная удаленность некоторых образовательных учреждений и как следствие неравный доступ к получению качественного образования.Главным результатом проекта является организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений средствами ИКТ. Таким образом, в условиях сотрудничества каждое учреждение – участник сетевого взаимодействия будет успешно развиваться, совершенствуя эффективную систему разноуровнего развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся Сетевое взаимодействие – это гибкая система, способная своевременно реагировать на образовательные запросы и потребности обучающихся.