Презентация. Мастер-класс Работа над фортепианной миниатюрой


Мастер-класс «Работа над фортепианной миниатюрой» Автор: преподаватель по классу фортепиано Лучкова Светлана НиколаевнаУльяновск, 2016 г. Творческое состояние преподавателя на уроке:#уверенность в своих действиях;# новые интересные замыслы и идеи;# обострённая наблюдательность;# создание ситуации успеха;#поддерживание непрерывного педагогического контакта с учеником. Оглавление 1.Цели урока. 2.Актуальность выбранной темы. 3. Методика обучения игре на фортепиано в системе образовательных технологий. 4. Подготовка преподавателя к уроку. 5.Работа над произведением.6.Содержание урока. 7.Использование интернет-ресурсов в классе фортепиано. 8.Заключение. 9.Использованная литература. ♦ Методики образуют методологическую и научно-производственную основу для музыкального обучения и воспитания.♦ Технологии входят в состав методик как практические процессы обучения и воспитания, приносящие конкретный результат.Условия, определяющие успешность применения технологий ♦ Психофизиологические особенности учеников. ♦ Личностные и профессиональные качества преподавателей. ♦ Психологический микроклимат в ДМШ. ♦ Способность преподавателя в ходе обучения повысить уровень профессионального взаимодействия, оптимизировать межличностные контакты с учеником. ♦ Тщательное изучение репертуара ученика, умение его хорошо играть.♦ Посмотреть различные редакции.♦ Продумать в нужных местах аппликатуру, педаль.♦ Наметить пути исправления заранее известных недостатков исполнение, способы работы над трудными местами и т.п.♦ Предварительно продумать и подобрать интернет-ресурсы.♦ Суметь развить у ученика интерес к уроку, используя новые педагогические технологии. Работа над произведениями Начальный Э т а п ы р а б о т ы Серединный Заключительный Содержание урока. Тема урока «Работа над фортепианной миниатютой». Для работы взяли известное произведение П.И. Чайковского «Баба-Яга» из «Детского альбома», соч. 39. Вместе с ученицей 5 класса Лужновой Варварой мы обсуждали музыкальный образ Бабы-Яги, делая настоящие находки с помощью разных методов и материалов, искали средства музыкальной выразительности и увязывали их с характеристикой сказочного персонажа для того, чтобы максимально точно передать её внешний облик, походку, тембр голоса и даже действия. В ходе урока наряду с традиционными использовались современные педагогические технологии: информационно-компьютерная, проблемно-поисковая и технология развивающего обучения, которые способствовали тесному сотрудничеству учителя и ученицы. У девочки был заметен неподдельный повышенный интерес и при подготовке домашнего задания, и непосредственно на уроке. Работая над пьесой П. Чайковского «Баба-Яга», мы использовали для раскрытия музыкального образа следующие произведения: «Баба-Яга» А. Хевелева, «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского, а также симфоническую сказку А. Лядова «Волшебное озеро» или «Кикимора». Использование интернет-ресурсов в классе фортепиано. Современные педагогические технологии позволяют не только развивать творческое воображение, способствуют росту исполнительского мастерства учащихся, но и позволяют проводить большую исследовательскую работу. Пользуясь Интернет-ресурсами, ученики старших классов могут составить реферат, глубокий по смыслу и содержанию, найти редкие материалы, интереснейшие факты, отыскать забытые по многим причинам источники, найти ноты музыкальных произведений, которых нет в библиотеке и продаже. Вовлекать учащихся в работу с инновационными технологиями можно уже с младших классов. Не секрет, что наши маленькие ученики, приходя в школу, владеют компьютером и могут воспользоваться возможностями Интернета, зачастую без помощи родителей. Важно лишь уметь компетентно сформировать мотивацию к этому, начиная с малого, например, создания презентации по освоению элементов музыкальной грамоты или прослушивания исполнения изучаемого произведения, просмотра портретов великих композиторов. Заключение ♦ Предложенные современные технологии работы в классе фортепиано апробированы автором на протяжении последних пяти лет.♦ Необходимость использования современных технологий находит своё подтверждение статистической стороной публичных выступлений учащихся класса на конкурсах, фестивалях и показанными на них результатами.♦ Предложенный автором вариант использования современных образовательных технологий в процессе подготовки к уроку и на уроке представляет собой примерную схему, которую можно бесконечно совершенствовать.Отталкиваясь от предложенной схемы, каждый преподаватель исполнительного класса фортепиано ДШИ, творчески переработав её, может и должен создать собственную. В Ы В О Д Ы Использованная литература Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 2-е, доп., М.: Музыка, 1971.Баренбойм Л.А. За полвека/Очерки. Статьи. Материалы. – Л.: Сов. композитор, 1989.Бронфин Е.Ф. Н.И. Голубовская – исполнитель и педагог. – Л.: Музыка, 1978.Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие. - Волгоград: Перемена, 2002.Коган Г.М. У врат мастерства: Психологические предпосылки успешности пианистической работы. М.: Сов. композитор, 1961.Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988.Новые педагогические и информационные технологии / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2000. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. – М.: Музыка, 1988.Компьютер в работе педагога: Учеб. пособие / Под ред. Н.Ю. Пахомовой. - М.: ИКЦ «Март»; Ростов-н/Д: «Март», 2005.