Презентация для воспитателей на тему Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у дошкольников


Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у дошкольниковПодготовил: учитель – логопед МБДОУ № 98Корниенко О.М. Чтобы научить ребенка владеть языком, надо прежде всего научить его правильно дышать: и та и другая функции выполняются одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь. Правильное дыхание – основа звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо и звукообразование, сохраняет плавность речи. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления и длительности воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков, плавность речевого потока. Недостаточная дифференциация ротового и носового дыхания может привести к нечеткому произнесению звуков, их смешению. Привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям: щитовидной железы, миндалин, всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, цельный, экономный выдох. Параметры правильного ротового выдоха:выдоху предшествует сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»;выдох происходит плавно, а не толчками;во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);выдыхать следует, пока не закончится воздух;во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов. Продолжительность игровых упражнений:3-5 минут в проветриваемом помещении;упражнение повторяется 3 – 5 раз;дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова;обязательно чередовать с другими упражнениями. Работа по развитию речевого дыхания проводится в следующей последовательности: без участия речи; на материале гласных звуков; согласных звуков; слогов, слов; предложений, фраз. Игры на развитие речевого дыхания:Дуть на легкие шарики, карандаши, свечи; сдуть снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри; Дудочки, свистульки «Буря в стакане», «Расти пена!» «Фокус» «Забей мяч в ворота» «Вертушка», «Ветрячок» «Ветерок» «Волшебные бабочки» «Ветер сдул бананы» «Горячий чай» «Осенние листья», «Листопад» «Снег кружится летает» «Весёлый ветерок» Дыхательные упражнения полезны, а кроме того активизируют внимание, воспитывают быстроту и точность реакции, развивают все виды памяти: слуховую, зрительную, двигательную. Влияние правильного дыхания на организм Е.А.Пожиленко «Артикуляционная гимнастика» Спасибо за внимание!