Презентация на тему Пути повышения эффективности формированияполноценного навыка чтения у младшего школьника


Пути повышения эффективности формированияполноценного навыка чтения у младшего школьника Регрессия – возвратное движение глаз. Неправильная постановка дыхания. Малое поле зрения – быстро читать , значит шире глядеть, то есть одновременно захватывать в поле зрения как можно больше слов. Неумение найти главное в тексте. Недостаточное использование смысловых догадок. Нечёткая артикуляция.Выделяю ряд факторов, мешающих сформированному навыкучтения: «Задуйте свечу» (сделать глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух; сделать вдох и выдохнуть тремя порциями - три свечи, пятью-пять свечей и т.п.) «Побрызгайте белье водой» (в один прием, три, пять - глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье), «В цветочном магазине» (шумный вдох носом и выдох ртом)*Артикуляционная разминка проводится в начале каждого урока на 2-3 минуты. Начинается с работы над дыханием. «Выдох со счетом» (глубокий вдох, на выдохе громко считать до тех пор пока не кончится воздух)«В лифте» (представить ,что едем в лифте и объявляем этажи ,чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот) и т.д. Чтение шепотом и медленнотихо и умеренно, громко и уверенноНапример:-Читаем шёпотом и медленно: Ра-ра-ра- начинается играРы-ры-ры- а у нас в руках шарыРу-ру-ру- бью рукой по шару. *Развитие голосового аппарата. -Читаем тихо и умеренно: арка – арца арта – арда арла – арба-Читаем громко и уверенно: моль-соль-толь-соль почка-почта-почва дверь-зверь-червь -Игры на звукоподражание: На птичьем дворе.Наша уточка с утра…Кря, кря, кря!Наши гуси у пруда…Га, га, га!Наши курочки в окно….Ко, ко, ко!А как Петя-петушокРанним утром, по утруНам споёт?....Ку-ка-ре-ку!  1. Водовоз вёз воду из-под водопада.2.Говори,говори, да не заговаривайся.3.На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.4.Наш дуда и туда, и сюда.5.Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.6.Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.7.Летят три пичужки через три пусты избушки.8. на дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.9.В один, Клим, клин колоти.10.Каково полотно, таково и полотно.11.Либретто «Риголетто»12.Полили ли лилию, видели ли Лидию.13.Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.14.Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.* Работа со скороговорками. (набор скороговорок по И.Т. Федоренко) -необходимо выяснить вначале ее смысл, преодолеть все трудные звукосочетания;-произносить сложное слово по слогам, пусть в медленно темпе, без каких - либо затруднений, осечек, оговорок;- проговаривать нужно каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя;-переходить на шепот;-произносить вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром. При этом постоянно необходимо помнить о четкости произношения звуков и определенной интонации.! Например, можно предложить прочитать скороговорку с целью порадовать, сообщить, предостеречь, удивить, спросить и т.д. Необходимо при работе со скороговорками придерживаться следующего алгоритма: на-на-на-на дворе растёт соснано-но-но- завтра мы пойдём в киноан-ан-ан- собери свой чемоданин-ин-ин- вы ходили в магазин? Упражнения для развития речевого аппарата – чистоговорки (Регрессия – возвратное движение глаз).При чтении глаза ребенка движутся не только слева направо, но и наоборот, то есть регрессивно. Есть простой прием - чтение с закладкой. Закладка движется не под строкой, а по строке, закладывая уже прочитанный слог слева от читаемого. Упражнения, устраняющие регрессии «Словесные горки», «Чтение пунктирно написанных слов», «Задуманное слово», «Мягкие буквы», «Буквографика», «Найди меня», «Прочитай быстро», «Иностранные слова», «Слово рассыпалось», «Паутина», «Самый внимательный», «Полубуковка» и т.д.1.«Словесные горки»лес дружочеклеса голосочеклесок тетеревочеклесниклесовикперелесок Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память 2 «.Восстанови слова»(рыболов)(машина, малина, Марина){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}рылв{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}мана 3. Чтение слов с разным шрифтом:ПЫ леСОС СнеГИриВоРоБьИ ТЕтеРЕВочЕК4. «Найди лишнее слово»берёза ножцветы вилкаосина ложкаопушка тарелкатрава коровапортфель чашка зачер стветь подбод рившийся распус тившийся почув ствоали Причём, слова подбодрившийся , распустившийся подходят для развития артикулярного аппарата, а слово почувствовали – для отработки орфоэпического чтения.Систематическая работа дает возможность развить у детей боковое зрение, которое необходимо для развития поля ясного видения. Кроме того, сюда можно включить трудные слова для предварительного чтения. *Чтение по таблице - треугольник, предложенное Н.Степанищевым. Дети смотрят только в середину треугольника) и читают слова {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}51412232162524713113204188101922621159171*Очень хорошо развивают «поле зрения» таблицы Шульте, их изготавливают сами дети или их родители 3---4---7 10--- 5----41 24-------6-------55 45---------8---------94 36-----------9----------14 87------------19------------79*Пирамида Работа над оперативной памятью, ее развитием ведется в 3-4-х классах с помощью зрительных диктантов И.Т. Федоренко. Оригинальным и удачным является здесь прием – запись предложения на доске мокрой тряпкой.Упражнения для развитие оперативной памяти 11)Игра «Бросок – засечка» Ученики кладут руки на колени и начинают читать вслух текст по команде «бросок». Когда раздаётся команда «засечка», дети закрывают глаза и отдыхают. При команде «бросок» - должны отыскать глазами место, на котором остановились и продолжать чтение вслух. (Упражнение длиться 5 минут. Это же упражнение можно проводить при тренировке скорости и гибкости чтения).2)Игра «Фотоглаз». Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных на доске, есть ли слово, которое произносит учитель, в перечне или нет? -Выборочное чтение с различными заданиями.-«Мнимое слово»-Чтение «канон»-Чтение «спринт» -Чтение «разведка»Упражнения для формирования осознанного чтения «Буксир»«Многократное чтение»«Чтение в темпе скороговорки»Упражнения для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания). Система И.Т. Федоренко, И.Г. Пальченко. 1. Учитель, ученики и родители должны быть научены специальным упражнениям по технике чтения. Им необходимо понять, что чтение и работа над техникой чтения не одно и то же. Для этого надо организовать тематические родительские собрания и консультации.2. Необходимо подготовить учащихся к замеру по технике чтения, настроить их на серьезную работу в случае неуспеха, когда норматив техники чтения ими не выполнен.3. Диагностический замер техники чтения дает возможность определить группу учащихся, которым нет необходимости работать над этим навыком, так как они выполняют или перевыполняют норматив, и группу учащихся, которые не выполняют норму и с которыми предстоит работать.4. Овладение необходимой техникой чтения не должно сводиться к эпизодическим замерам.5. Работа по технике чтения для учащихся, должна быть ежедневной.Каковы условия успешного формирования навыка беглого чтения?     Условием контроля за самостоятельной работой ученика является ежедневное заполнение учащимся следующей формы отчета:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Фамилия ученика__________________________________ДатаКол-вослов запервую минутуКол-вослов заВторуюминутуКол-вослов затретьюминутуКол-вослов зачетвёртюминутуКол-вослов запятуюминутуНазвание и автор текста, вопросы, составленные учеником после чтения текста для проверки осмысления текста3.094.095.09…….. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Класс_____________________№п\пДатаФ.И.учащегосяКол-вослов заминутуДопущенные ошибкиДатаФ.И.учащегосяКол-вослов заминутуДопущенные ошибки1Блаховских Г.2Гагарина Н.3…Ганиев К6. Работа по технике чтения не должна превышать в течение дня 10-15 минут, но в каждом случае необходима проверка осмысления текста.7. Учитель, после того как получил от ученика отчет о самостоятельной работе, проводит контрольную проверку техники чтения.Успехи учащихся фиксируются в сводной таблице: