Презентация на тему ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Выполнила: Татьяна Николаевна Кайдалова, учитель начальных классов internat_3-4@mail.ru Государственное казенное общеобразовательное учреждение«Нижегородская областная специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих детей»Нижний Новгород2016 СОДЕРЖАНИЕ2{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Введение31. Виды тревожности42. Тревожность у слепых и слабовидящих младших школьников с умеренной умственной отсталостью52.1 Формы проявления тревожности62.2 Тест для диагностики страхов у детей младшего школьного возраста 72.3 Причины появления тревожности у детей102.4 Компетенции педагога в вопросах профилактики тревожности учащихся112.5 Пути преодоления тревожности12Заключение14Список литературы15 3Актуальность работы - нарушения развития у детей с ОВЗ могут затрагивать зрение, речь, движения, поведение, интеллект. У многих детей перечисленные нарушения сочетаются между собой. Виды затруднений, которые испытывает каждый такой ребенок, носят индивидуальный характер. ФГОС ОВЗ представляет около 30 примерных адаптированных образовательных программ. Перед педагогами стоит задача разработки адаптированных образовательных и коррекционно-развивающих программ для конкретных своих учеников на основе этих примерных программ. Цель работы - создание для ребенка с ОВЗ индивидуальной образовательной траектории, которая будет содействовать формированию у ученика способности жить самостоятельно, будет направлена на активизацию ресурсов развития, преодоление трудностей в обучении и на интеграцию в социум.ВВЕДЕНИЕ 1. ВИДЫ ТРЕВОЖНОСТИ4проявляется длительно, разрушает человека как личностьпроходит, если опасность исчезает 2. ТРЕВОЖНОСТЬ У СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 5 2.1 ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ6 2.2 ТЕСТ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (1)7{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}- когда остаёшься дома один- Бабы Яги, Кощея Бессмертного, чудовищ- бури, грозы, наводнения, землетрясения- больших улиц, площадей- не выполнить задание по учебному предмету- нападения бандитов- опоздать в школу - когда очень высоко (страх высоты)- врачей (кроме зубных)- остаться голодным- заболеть, заразиться- перед тем, как заснуть- когда очень глубоко (страх глубины)- крови- долго быть в школе без родителей- умереть- засыпать в спальне с другими детьми- страх замкнутого пространства- уколов- неожиданных, резких звуков- того, что умрут твои родители- страшных сновВоды- боли (когда больно)- ребят из других классов- каких-то людей- темноты- огня, пожара- плохой оценки в школе- войны- маму или папу- волка, медведя, собак, лягушек, червей и др.- учителя, одноклассников- того, что родители тебя накажут- машин, поездов, самолетов (страхи транспорта)ПОСЕЛИ СТРАХИ В ИХ ДОМИКИ Таблица 1 - Возрастные нормы страхов по А.И. Захарову 8{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Возраст, лет Число страхов, ед.МальчикиДевочки397479581169117*9122.2 ТЕСТ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2)Рисунок 1 - Число страхов у слабовидящих детей одиннадцати лет 4 «В» класса, имеющих умеренную умственную отсталость, на начало 2016-2017 учебного годаВозрастные особенности проявления страхов в старшем дошкольном возрасте (нормальный уровень развития):страх своей смерти, страх смерти родителей, страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страшных снов, огня, пожара, страх нападения, войны. У девочек: страх заболеть, наказания, страх перед засыпанием и сказочных персонажей. * норма для слепых и слабовидящих младших школьников с умеренной умственной отсталостью 92.2 ТЕСТ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3) 2.3 ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ10 2.4 КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В ВОПРОСАХ ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ11В целях профилактики и снятия тревожности у детей педагогу необходимо:Знать психологические особенности развития воспитанников;Принять каждого своего воспитанника по-доброму, стать его помощником, защитником, другом;Находить в каждом ученике хорошие качества. Хвалить за успешное действие или ответ. Поощрять письменные работы веселыми и интересными наклейками, звездочками;Не сравнивать ребенка с другими детьми. Акцент делать на сравнение его достижений в определенный временной период. Педагогическая жесткая критика ребенка препятствует его развитию;По возможности не ставить низких отметок, не делать нудных обидных нравоучений;Давать задания по силам ребенка, создавать ситуацию успеха;Во время объяснения нового материала избегать спешки, практиковать многократное повторение, демонстрировать яркую и понятную наглядность. Не должно быть перегрузки информации;Речь учителя должна быть четкой, эмоциональной, средней громкости, изложение простое, понятное;Применять алгоритмизацию действий учеников при решении заданий;Избегать каждодневной темной одежды, одеваться в светлые тона платьев и костюмов. Пользоваться косметикой;Наиболее эффективным способом контроля над поведением тревожных детей является награда. Лишение награды лучше действует, чем страх наказания;Важны позитивные утверждения. Например: « Все будет хорошо», «Я верю в тебя», но не стоит ориентироваться быть лучше всех, сделать больше всех. Нередко неуспех в этих стремлениях приводит к стрессовым состояниям. 122.5 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ (1) 132.5 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ (2) 14ЗАКЛЮЧЕНИЕВ работе дано описание тревожности, умственной отсталости, эмоционально-волевой сферы. В ходе работы гипотеза о том, что у слепых и слабовидящих младших школьников с умственной отсталостью проявляется высокий уровень тревожности, подтвердилась. Была изучена литература по данной проблеме и проведено анкетирование детей. Приемы педагогической коррекции снижения уровня тревожности у детей с умственной отсталостью применены на практике. Настоящая работа не претендует на полноту исследования проблемы и будет продолжена путем углубленного изучения тревожности у детей и применения педагогической коррекции в работе. 151. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ СПб.: КАРО, 2006.-336с.2. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения. / Л.И.Солнцева. -М.: Классикс Стиль.2006.- 256 с.3. В.П.Ермаков, Г.А.Якунин. Основы тифлопедагогики. Учебное пособие для вузов/ М.:Владос.2000.-237с.4. Рау М.Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство 1 класс.2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 2014. 5. Картотека игр и упражнений на снятие тревожности. Автор Коточилова Е.В./ Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. - http://www.openclass.ru/node/268260СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ