Стендовый доклад на тему: Значение и роль просветительской творческой деятельности музыканта на современном этапе


Российский государственный университет имени А. И. ГерценаФакультет музыки Международная научно – практическая конференцияМетодологические и методические проблемы общего музыкального образования.Стендовый докладТема: Значение и роль просветительской творческой деятельности музыканта на современном этапе. Автор: Борисова Ирина Анатольевна Должность: учитель музыки Место работы: ГБОУСОШ № 512 Адрес: 192029 г. Санкт – Петербург, Невский р-н, ул. Ткачей д.5 кв.21, тел. (812)5745209;89119123695; e-mail: ira.sura@yandex.ru Оглавление:   Введение. Актуальность проблемы просветительской направленность творческой деятельности музыканта.Глава 1. Из истории музыкального просветительства России. 1.1. Музыкальное просветительство в дореволюционной России.  1.2. Музыкальное просветительство послереволюционного периода. 1.3. Современная музыкально - просветительская деятельность.  Заключение. Литература. Социологические исследования последних лет говорят… Отношение молодежи к идеалам Перестройка 90-х годов в России привела к тому, что в стране мерилом благополучия, уважения и успеха в жизни людей стали деньги. Они потеснили такие понятия, как патриотизм, национальная гордость, благородство, милосердие и т.п. Духовному миру человека противопоставлены стереотипы потребительства и прагматизма. Отмечается падение культуры среди населения и особенно среди молодежи. Отношение молодежи к идеалам (в молодежных подгруппах) Критическое состояние духовного и культурного уровня населения нашей страны вызывает тревогу и опасение. Утрата нравственных ориентиров, растворение национальной самобытности в массовой культуре отрицательным образом сказались на обще-музыкальном образовании и воспитании целого поколения. Ориентация молодежи на российскую либо западную культуру, % В настоящее время в средствах массовой информации широкое распространение получили произведения «массовой культуры», как правило, низкого качества, оттесняющие на задний план музыкальную классику, духовную и подлинно народную музыку, которые в такой социокультурной ситуации оказываются по своей сути искусством элитарным, недоступным и непонятым большинством населения. Опасность обеднения духовного мира человека… Засилье низкопробной поп-музыки в быту практически не оставило возможности а, зачастую и потребности людей в общении с лучшими образцами мировой музыкальной культуры. В этом факте кроется опасность обеднения духовного мира человека, оскудение его мироощущения, и, как следствие, формирование нежелательных черт в его характере. О губительном влиянии безнравственной музыки на детей «… стихийное ,  неорганизованное   воздействие   на   детей   кино , радио и телевидения не способствует,  а , скорее, вредит правильному эстетическому воспитанию. Особенно вредно обилие  стихийных  музыкальных впечатлений» Сухомлинский В. А. Из истории музыкального просветительства РоссииМузыкальное просветительство в дореволюционной России . Открытие консерваторий, Бесплатной музыкальной школы, музыкальных классов, школ, кружков не только в столице, но и в различных провинциальных городах и губерниях России, свидетельствовали о большом размахе народного просветительского движения. Оплотом музыкального просветительства в России было Императорское Российское музыкальное общество Такие деятели музыкальной культуры, как композиторы «Могучей кучки», М.А. Балакирев, В.В. Стасов, А.Н. Серов были великими просветителями своего времени, активными пропагандистами своей национальной музыкальной культуры. Музыкальное просветительство послереволюционного периода Широко была организована работа с детьми: в школах были введены обязательные уроки музыки, хоровые кружки, оркестровые и театральные коллективы. В оперных театрах и филармониях в воскресные дни и в каникулы устраивались детские музыкальные программы. С подобными программами филармонические коллективы выступали и на школьных площадках, в пионерских лагерях и.т.д. Концерты профессионалов в самых отдалённых уголках страны. Просветительской идеей была пронизана деятельность профессиональных музыкантов-исполнителей всей страны. Солисты и участники камерных ансамблей, симфонические оркестры и оркестры народных инструментов ездили с концертами в самые отдалённые уголки страны. Они должны бы стать опорой и авторитетом в музыкальных интересах окружающих. Виртуозы Якутии и не только… Молодые таланты России Звезды музыкальных театров Исполнители - просветители «Нам не нужно 100 тысяч пианистов, но нам нужно 200 миллионов музыкально образованных любителей музыки» М. А. Гольденштейн Литература:  Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. – М., 1992.Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX веков. 2-е изд. – Л., «Музыка», 1979.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., «Просвещение», 1982.Гольденштейн М.А. Дети говорят о музыке. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Вып.4 - М., «Музыка», 1981.Ерошенков И.Н. Музыкально-просветительская деятельность учреждений культуры. – М., МГУК, 1998. Ляховицкая С.С. Педагогические раздумья. Музыка – детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Составитель Л. В. Михеева. - Л., «Музыка», 1970.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., «Сов. композитор», 1989.Сухомлинский В. А. О воспитании. – М., «Педагогика», 1973. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. Издательство "Радяньска школа", 1985 OCR Конник М.В.Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. – С-П., «Лань», 2001